|
|
N°106, 19 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Похищение из «Роснефти»
Сына вице-президента госкомпании вернули родителям без выкупа
СКП вчера сообщил об освобождении 17-летнего сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского, который, как только недавно выяснилось, еще в апреле был взят неизвестными преступниками в заложники. По информации следствия, состояние здоровья молодого человека не вызывает опасений. По подозрению в причастности к похищению вчера были задержаны четыре человека, все выходцы с Северного Кавказа. По неофициальной информации, преступники рассчитывали получить за молодого человека крупный выкуп, но предъявить свои требования так и не успели.
Обстоятельства расследования этого дела и освобождения заложника вчера не сообщались. Судя по всему, спецслужбы сами пока только шли по следу похитителей и до конца всю картину преступления -- кто именно и из каких соображений решился на похищение сына топ-менеджера крупнейшей российской нефтяной госкомпании -- еще не представляли. Высказывались разные версии -- от политической до сугубо уголовной. Вполне возможно, что обстоятельства этой истории до конца так и не будут преданы официальной огласке.
Но в любом случае этот инцидент может считаться симптоматичным -- экономические и социальные проблемы, вызванные финансовым кризисом, оборачиваются обострением отношений между маргинальными элементами и богатейшими слоями. В этом плане киднепинг может служить своего рода лакмусовой бумажкой. Стоит отметить, что подобных громких преступлений в России не случалось уже много лет. Последним таким случаем стало похищение в 2002 году вице-президента ЛУКОЙЛа Сергея Кукуры, за которого преступники просили выкуп почти в 6 млн евро, но который потом сам вернулся домой. При этом так толком и не выяснено, по крайней мере официально, кто именно и за что его похищал (обвиняемые судом были оправданы). Конечно, похищение человека как вид преступления не исчезло в период экономического благополучия середины 2000-х годов. Но обычно такие случаи выглядели довольно примитивными и стихийными. В данном же случае, очевидно, речь идет о тщательно продуманном и организованном преступлении.
Информация о похищении Михаила Ставского -- сына одного из топ-менеджеров «Роснефти», полного тезки своего отца -- просочилась в СМИ только 1 июня этого года, хотя само похищение произошло намного раньше. По данным следствия, неизвестные похитили Ставского около полудня 13 апреля неподалеку от здания РГУ нефти и газа им. Губкина, в котором тот учится на первом курсе факультета разработки нефтяных и газовых месторождений. Преступники, которых в общей сложности было четверо, оттолкнули в сторону друга Ставского, с которым он шел, а его самого затолкали в BMW без номерных знаков и скрылись. На следующий день следственным отделом по Юго-Западному округу СКП по Москве было возбуждено уголовное дело о похищении человека, в рамках которого были изучены записи камер видеонаблюдения, допрошены родители, родственники и друзья похищенного, а также очевидцы преступления.
По некоторым сведениям, Ставского-младшего сопровождал не друг, а вооруженный телохранитель, но помешать преступникам он не сумел. Наличие охраны у сына вице-президента «Роснефти» не кажется чем-то из ряда вон выходящим. По информации СМИ, его якобы уже пытались похитить в феврале этого года, но неудачно.
После похищения следователи настоятельно рекомендовали родителям и друзьям Михаила держать информацию в тайне, чтобы не спугнуть преступников. После того как 1 июня ситуация с похищением все же получила огласку, на следующий день с официальной информацией выступил уже СКП РФ.
В СМИ выдвигались различные версии похищения, которое могло быть обусловлено попыткой давления на Ставского-старшего с целью заставить его пойти на какие-то уступки в бизнесе или даже покинуть свой пост или же желанием получить выкуп в 50 млн евро. Как сообщил источник «Времени новостей» в спецслужбах, преступники действительно похитили студента ради выкупа, но предъявить свои требования просто не успели -- то ли испугались активности спецслужб, то ли последние сами смогли напасть на след похищенного. Так или иначе, но за два месяца, прошедших с момента похищения, по предварительной информации, преступники ни разу не вышли на связь с семьей похищенного.
По данным нашего источника, освобождение произошло в результате спецоперации, которая, впрочем, таковой была весьма условно. Оперативники узнали место, где находился заложник, и устроили штурм. Правда, никого, кроме самого похищенного, они там не обнаружили. Как спецслужбы получили информацию о местонахождении заложника -- по сообщению преступников, либо по своим каналам, пока непонятно.
Так или иначе, но при освобождении Михаила Ставского-младшего никто задержан не был. Лишь после его допроса были составлены фотороботы похитителей, которых заложник знал в лицо, и следователи смогли серьезно продвинуться в расследовании уголовного дела.
Уже вчера прошли обыски и первые задержания подозреваемых. Об их личностях вчера ничего не было известно. Сообщалось лишь, что одной из подозреваемых является 34-летняя уроженка Грозного. Еще несколько подозреваемых были объявлены в розыск.
Отец похищенного Михаил Ставский родился в Уфе в 1961 году. Окончив в 1985 году Уфимский нефтяной институт, был направлен на работу в НГДУ «Суторминскнефть», где прошел путь от оператора по добыче нефти до начальника цеха. В начале и середине 90-х занимал различные должности в НГДУ «Муравленковскнефть», в 1997 году был избран в совет директоров ОАО «Ноябрьскнефтегаз». В 1998--2004 годах занимал руководящие посты -- вплоть до генерального директора -- в ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». В марте 2004 года переведен в центральный аппарат ОАО «Сибнефть» и до ноября 2005 года совмещал должности вице-президента «Сибнефти», члена совета директоров компании и гендиректора «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаза». 14 ноября 2005 года был назначен вице-президентом ОАО «НК «Роснефть». В марте 2005 года в третий раз был избран депутатом Госдумы Ямало-Ненецкого автономного округа. Член партии «Единая Россия». Женат, имеет двоих детей.
Анатолий КАРАВАЕВ, Екатерина КАРАЧЕВА