|
|
N°105, 18 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» открыл белорусский фронт
Погасив молочный конфликт, Москва требует у Минска рассчитаться за газ по полной
Белоруссия уже с завтрашнего утра может возобновить поставки молочной продукции в Россию. Глава «Роспотребнадзора» Геннадий Онищенко и белорусский министр сельского хозяйства и продовольствия Семен Шапиро вчера подписали соответствующий протокол. Однако «молочная война», не успев толком закончиться, грозит смениться газовой. Несговорчивому Александру Лукашенко уже предъявили главный козырь -- счет за газ в размере нескольких сотен миллионов долларов. Дело может дойти до очередного прекращения поставок с самыми негативными последствиями для транзита газа через территорию Белоруссии в ЕС.
Советник по экономическим вопросам посольства России в Минске Андрей Кузнецов сообщил вчера Интерфаксу, что «Газпром» потребовал от «Белтрансгаза» погасить задолженность в сумме более 230 млн долл. за поставленный в январе--апреле природный газ. По его словам, должнику направлено соответствующее письмо. «Сумма задолженности без учета пени и штрафов за невыборку газа составляет 231,18 млн долл.», -- сказал «Времени новостей» представитель посольства России. «Газпром» свои действия не комментирует. В Минске также не стали публично реагировать на новости из дипломатической миссии.
Два дня назад именно г-н Кузнецов заявил, что российский концерн может потребовать от белорусского покупателя полной оплаты за первый квартал. Ранее сообщалось, что руководители России и Белоруссии достигли политической договоренности, согласно которой «Белтрансгазу» было позволено заплатить за январь--март по среднегодовой цене 150 долл. за тысячу кубометров вместо предусмотренной на этот период контрактной формулой цены 210 долл. Однако когда политические отношения вышли далеко за рамки дружественных, прежние устные соглашения оказались ничтожными, а на арену вышел «Газпром» с претензиями. Руководство страны предусмотрительно не поручило газовому концерну закрепить договоренности об оплате по среднегодовой цене в дополнении к контракту.
В этих условиях возобновление молочного импорта выглядит издевкой. Как известно, поставки из Белоруссии прекратились после введенного Россией запрета под предлогом несоответствия документов на белорусскую молочную продукцию российскому законодательству. Молочная проблема разрешена, заявил вчера г-н Онищенко. «Мы подписали сейчас протокол, который удовлетворяет и белорусскую, и российскую сторону», -- отметил глава «Роспотребнадзора». «В ближайшее время движение молочной продукции на российско-белорусской границе возобновится», -- подтвердил г-н Шапиро, который, очевидно, еще не знал о письме из «Газпрома». «Вам же надо успеть на российско-белорусскую границу, потому что с завтрашнего утра пойдет продукция, и вам это надо снимать», -- сказал г-н Онищенко, обращаясь к тележурналистам.
«Роспотребнадзор» предупреждал о возможных санкциях в отношении Белоруссии еще в апреле, а 6 июня ввел первый запрет на ввоз молочной продукции из этой страны из-за того, что производители и поставщики не переоформили документы в соответствии с техрегламентом РФ на молоко и молочную продукцию. Этот регламент вступил в силу в декабре 2008 года. По данным Геннадия Онищенко, были изъяты из реестра разрешенной к ввозу продукции или приостановлены санитарно-эпидемиологические заключения более чем по 1,2 тыс. позиций белорусской молочной продукции, еще 200 заявок были заморожены на этапе оформления. К поставкам в РФ был разрешен только 51 вид продукции с трех белорусских предприятий, которые оформили документы по всем требованиям российского законодательства.
Теперь, по словам главы «Роспотребнадзора», принято решение, что до того момента, пока вся молочная продукция, поставляемая из Белоруссии в Россию, не будет оформлена в соответствии с требованиями техрегламента, те заключения, которые были выданы ранее и приостановлены в начале июня, вновь будут действовать. «На этот период мы договорились, что по тем документам, которые были выданы ранее, но с нарушениями, белорусская сторона будет ввозить продукцию на территорию РФ», -- сказал глава «Роспотребнадзора». «Суть в том, что мы последовательно идем к реализации российского федерального закона, технического регламента на молоко и молочную продукцию, в соответствии с которым белорусская сторона в ближайшее время выполнит все условия по приведению документов в соответствие», -- пояснил г-н Онищенко.
В прошлом году объем белорусских молочных поставок в Россию составил 1 млрд долл. Если бы конфликт затянулся, белорусы могли бы просто потерять этот рынок. Под давлением этих обстоятельств Минск перевел конфликт в политическую плоскость. Президент Александр Лукашенко в минувшее воскресенье отказался участвовать в саммите ОДКБ в Москве. После этого он поручил белорусскому совбезу прогнозировать возможные недружественные действия с российской стороны в экономической сфере. Представитель совбеза Андрей Швед заявил, что будет учитываться «непредсказуемость, а в некоторых случаях и неадекватность действия и решений некоторых государственных органов России».
Во вторник Александр Лукашенко принял решение о введении с утра среды усиленного таможенного контроля на основных российско-белорусских автомагистралях. «Эти шаги будут полностью аналогичны тем действиям, которые уже на протяжении многих лет практикует российская сторона в лице органов Федеральной таможенной службы», -- объяснил госсекретарь белорусского совбеза Юрий Жадобин.
Пресс-секретарь таможенного комитета Белоруссии Владимир Пехтерев пояснил «Времени новостей», что до сих пор белорусская сторона в отличие от российской не осуществляла таможенный контроль на совместной границе. Он не сказал, сколько постов было организовано на автомагистралях, поскольку «эта информация не разглашается». «Мы оперативно организовали посты. Было соответствующее указание главы государства, а это мощный стимул для оперативной работы», -- отметил г-н Пехтерев.
Впрочем, посты работали на автомагистралях меньше суток. Вчера вечером официальное информагентство БЕЛТА сообщило, что Минск «решил воздержаться от усиления контроля за перемещением грузов из России в Белоруссию». Данное решение было принято «с учетом поступившей из РФ информации о возможности беспрепятственного перемещения в Россию белорусских товаров».
«В шагах белорусского руководства присутствовал большой элемент эпатажа. Минск ожидал, что российская сторона одумается и пойдет на уступки. Делать полноценную границу Белоруссии невыгодно. Во-первых, это дорого, во вторых, может снизить доходы от транзита», -- заметил «Времени новостей» белорусский независимый политолог Александр Класковский.
Белорусско-российский спор породил немало вопросов о будущем интеграционных процессов. В частности, он поставил под сомнение перспективы формирования в начале будущего года Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. «Молочный конфликт явился лакмусовой бумажкой, которая показала, что создания полноценного таможенного союза в ближайшее время вряд ли стоит ожидать. Если оказалось так сложно договориться по простым вопросам, которые должны обсуждаться в рабочем порядке, то непонятно, каким образом стороны предполагают решать более серьезные проблемы», -- сказала «Времени новостей» замглавы исследовательского центра белорусского Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая.
«Последние события демонстрируют нежизнеспособность проекта союзного государства. Россия хотела им воспользоваться для усиления влияния на Белоруссию. Минск в свою очередь рассчитывал получать преференции, ничем не жертвуя. Рано или поздно это должно было закончиться большим скандалом», -- считает Александр Класковский.
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск, Алексей ГРИВАЧ