|
|
N°88, 21 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Денежное недовольство
Сильные вооруженные силы нужны Кремлю «здесь и сейчас»
Вернувшись в понедельник на свое рабочее место в Кремль, Владимир Путин тут же потребовал у правительства денег. Причем довольно много, поскольку и на его традиционном «понедельничном совещании» в Кремле с членами российского кабинета, и на последовавшей за этим встрече с министром обороны Сергеем Ивановым речь шла в принципе об одном -- о предстоящем увеличении финансирования потребностей вооруженных сил. А они, надо сказать, весьма многообразны. По сообщению кремлевской пресс-службы, в ходе совещания президент, во-первых, приказал правительству незамедлительно найти деньги на повышение зарплат военным, во-вторых, рекомендовал кабинету как следует «подумать над финансированием устаревших вооружений». Наконец, после консультаций с г-ном Ивановым, появилось и «в-третьих»: Владимир Путин распорядился выделить средства для проведения в нынешнем году первого этапа эксперимента по профессионализации армии.
Столь воинственный настрой российского президента информированные источники газеты «Время новостей» объясняют двумя причинами. С одной стороны, общая картина, полученная г-ном Путиным в ходе проведенного им на прошлой неделе в Сочи совещания по ситуации в Южном округе, не слишком располагает к оптимизму. Несмотря на все усилия Москвы, добиться хоть сколько-нибудь заметной стабилизации обстановки в регионе так и не удается. И значит, на ближайшую перспективу основным гарантом стабильности здесь будет по-прежнему оставаться армия и прочие «силовые» структуры. С другой же стороны, сильная в военном отношении Россия нужна сейчас Кремлю как никогда отнюдь не только на Кавказе. Она жизненно необходима Владимиру Путину в Питере и в Москве -- для успеха предстоящих через пару дней переговоров с американским президентом. Или через неделю в Риме на консультациях с руководством стран НАТО. Нужна в Центральной Азии -- чтобы в ходе международной операции в Афганистане от нас не ушли наши союзники. И на Каспии, чтобы окончательный раздел моря прошел «по справедливости, а не по-братски»... Одним словом, неожиданно выяснилось, что сильная в военном отношении страна нужна президенту «здесь и сейчас», а ее вооруженные силы, как на грех, застряли где-то на середине растянувшегося на десятилетие процесса бесконечного их реформирования.
В принципе г-н Путин вчера не столько ставил перед правительством новые задачи по финансированию военных, сколько «строил» членов кабинета, дабы они не расслаблялись. Ведь, к примеру, о том, что прибавка жалованья военнослужащих потребует внесения изменений в бюджет-2002, было известно еще нынешней зимой. Как поясняла газете «Время новостей» замминистра обороны Любовь Куделина, особой срочности во внесении этих поправок нет: «Мы просто перегруппируем средства, выделяемые Министерству обороны на второе полугодие, возможность финансового маневра нам предоставлена, реально же бюджетная «добавка» понадобится только к концу года -- скорее всего в декабре». Правда, тогда речь шла о бюджетном «довеске» примерно в 10 млрд рублей, а вчера, после совещания в Кремле, министр финансов Алексей Кудрин заявлял уже о необходимости выделения дополнительных 23 млрд. По словам г-на Кудрина, в такую сумму обойдется выполнение президентского указа о повышении выплат военнослужащим, который Владимир Путин «планирует подписать на следующей неделе». Его реализация будет проводиться в два этапа: с 1 июля -- повышение окладов по воинским должностям, а с 1 января 2003 года -- увеличение окладов по званиям. В итоге зарплаты военных будут не просто приравнены к окладам госслужащих, а «превысят их на 25--30%». Как заявил министр финансов, желающих поспорить с президентом на совещании в Кремле не нашлось: «Мы признали оправданным такой подход для повышения престижа воинской службы».
Юрий ГОЛОТЮК