Время новостей
     N°109, 24 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.06.2009
Европа и Россия залетели в тупик
Странам ЕС надоело платить за «транссиб»
Отношения Европейского союза (ЕС) и России в области гражданской авиации «зашли в тупик», заявил вчера представитель Еврокомиссии Йоханнес Баур. Непременным условием прогресса он назвал отмену Россией так называемых транссибирских роялти -- платы за пролет иностранных самолетов из Европы в Азию по кратчайшему маршруту над российской территорией. Минтранс России вчера подтвердил свою известную позицию: взимание роялти продолжится до конца 2013 года.

Сотрудник департамента Еврокомиссии по энергетике и транспорту Йоханнес Баур был одним из основных ораторов на открывшейся вчера в Москве конференции по гражданской авиации в России и СНГ. По роду своей деятельности он отвечает за переговоры ЕС с Россией о реформировании нынешнего порядка воздушного сообщения между двумя сторонами. Г-н Баур заявил, что переговоры не дают никаких новых результатов с 2006 года. Он также высказал мнение, что вывести процесс из тупика могут только уступки со стороны России.

Представитель ЕС назвал устаревшей нынешнюю систему, основанную на двусторонних межправительственных соглашениях, каждое из которых жестко ограничивает число авиаперевозчиков, допущенных на маршруты между Россией и отдельными государствами -- членами ЕС. Он также уверен в том, что в будущем должны быть отменены действующие в ЕС ограничения на зарубежное (т.е. из стран, не входящих в союз) участие в капитале европейских авиакомпаний (не более 49%).

Однако любые переговоры на эту тему могут начаться не раньше, чем Россия отменит «транссибирские роялти», подчеркнул г-н Баур. По его словам, такое условие закреплено решением комитета министров транспорта ЕС. Вопрос тут не только в деньгах, а в том, что «Россия» создает неправомерные рыночные преимущества своим авиакомпаниям за счет их прямых заграничных конкурентов.

Как раз на днях генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев назвал «цену вопроса». По традиции, восходящей еще к советским временам, вопрос роялти регулируется коммерческими соглашениями «Аэрофлота» с заинтересованными иностранными авиакомпаниями. Соответственно «Аэрофлот» является получателем этих средств с российской стороны. По словам г-на Савельева, авиакомпания ежегодно получает по этой статье примерно 300 млн долл. Половину этой суммы авиакомпания перечисляет на поддержание государственной системы аэронавигации в рабочем состоянии.

Последний раз переговоры на уровне министров транспорта о «транссибирских роялти» Россия и ЕС провели в 2006 году. Европейцам не удалось тогда добиться приемлемого для них решения вопроса, то есть полной отмены платежей. Россия заявила, что начнет процесс «модернизации» финансового механизма, то есть постепенного уменьшения роялти, в результате которого они должны сойти на нет к концу 2013 года. Вчера в пресс-службе Минтранса сообщили «Времени новостей», что российский подход к проблеме и назначенные сроки ее решения остаются неизменными.

Между тем г-н Баур сказал вчера корреспонденту «Времени новостей», что, по его мнению, роялти и вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) -- это две самостоятельные темы. Он, однако, предположил, что российские переговорщики постараются рассматривать эти две проблемы в связке. «Учитывая новые инициативы российского руководства по поводу таможенного союза и коллективного, с Казахстаном и Белоруссией вступления в ВТО, трудно сказать, когда начнется реформирование нынешней системы воздушного сообщения между Европой и Россией», -- посетовал г-н Баур.

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз