|
|
N°104, 17 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый миропорядок на улице Ельцина
Дмитрий Медведев провел саммиты БРИК и ШОС
Апофеозом двухдневных мероприятий на высшем уровне в столице Урала стал вчера первый саммит лидеров группы БРИК. Введенная несколько лет назад с легкой руки аналитиков банка Goldman Saсhs в широкий оборот, эта аббревиатура первоначально объединяла Бразилию, Россию, Индию и Китай как крупнейшие инвестиционно-привлекательные развивающиеся экономики, способные в будущем стать мотором глобального экономического роста. Однако с некоторых пор группа существует не только в экономической аналитике: четыре страны нашли общие интересы и пытаются действовать на международной арене единым фронтом.
По словам президента России, первый саммит БРИК (прежде лидеры «четверки» встречались в рамках других международных форумов) оказался «предметным». Деятельность группы будет посвящена созиданию «более справедливого миропорядка», причем, сказал российский президент, «не должны быть забыты и национальные интересы входящих в группу стран». Г-н Медведев надеется, что от работы БРИК «будет толк».
Встреча Дмитрия Медведева, Ху Цзиньтао, Манмохана Сингха и Луиса Лулы да Силвы, продолжавшаяся чуть более часа, закончилась подписанием двух заявлений -- общеполитического (или, вернее, общеэкономического) и документа, посвященного глобальной продовольственной безопасности. Именно в первом документе ясно определены точки соприкосновения четырех стран -- реформа международной финансовой архитектуры и развитие торговли.
Призывы к более справедливому устройству мировой финансовой системы, которые регулярно звучат из Москвы, Пекина, Бразилиа и Дели, теперь, похоже, решено трансформировать в конструктив. Как рассказал Дмитрий Медведев после переговоров, этим займутся финансовые чиновники четырех стран. «Мы будем обсуждать параметры новой финансовой архитектуры, для чего дадим поручения нашим министрам финансов, нашим председателям центральных банков, других заинтересованных структур, чтобы они встретились и подготовили свои предложения, которые мы впоследствии, естественно, самым внимательным образом изучим и, может быть, в случае их одобрения будем проводить в жизнь», -- сказал г-н Медведев.
Список точек соприкосновения в этой сфере, впрочем, не такой уж длинный. В первую очередь государства БРИК отстаивают необходимость более справедливого распределения акционерных квот в капитале Международного валютного фонда. И этой проблемой министры финансов и главы центробанков четырех стран занимаются давно и вплотную. Пока Европе, которая должна пострадать от такого перераспределения, удается обороняться, но скорее всего это лишь вопрос времени, причем не самого отдаленного. Более того, в рамках МВФ по всем важнейшим вопросам страны БРИК выступают единым фронтом, и, как говорит дипломатический источник «Времени новостей», уже один факт такой консолидации повлиял на неформальную расстановку сил в фонде.
На первоначальном этапе подготовки ко вчерашнему саммиту предполагалось, что лидеры БРИК вместе объявят о размерах своего участия в пополнении ресурсов МВФ, говорит источник "Времени новостей". Однако, как известно, первой не выдержала Россия, изъявив готовность разместить 10 млрд долл. из резервов в облигации фонда. Затем аналогичные обещания дали Китай (50 млрд долл.) и Бразилия (10 млрд долл.). Индия до сих пор размышляет. И у такой, казалось бы, разобщенности есть вполне конкретный смысл. Объяви «четверка» сумму своих финансовых намерений в отношении МВФ в Екатеринбурге -- и это стало бы главной новостью саммита. Сейчас же Западу придется в очередной раз услышать мнение БРИК о необходимости изменить международную финансовую систему.
А вот вопрос об увеличении доли расчетов в национальных валютах во взаимной торговле, в чем лидеры стран тоже проявляют заинтересованность, пока выглядит больше политическим, чем экономическим. Эксперты и политики в странах БРИК ссылаются на нестабильность доллара и связанные с этим риски. Однако и сама «четверка» не может похвастать ни стабильностью собственных валют, ни стабильно низкой инфляцией. Кроме того, дополнительный спрос на рубль, который неизбежно создался бы при переводе торговых операций в национальные валюты, приведет к давлению в сторону его укрепления -- это не лучший повод для повышения конкурентоспособности экономики.
Перед встречей с коллегами по БРИК Дмитрий Медведев принимал лидеров уже устоявшегося международного альянса -- Шанхайской организации сотрудничества. Ее со вчерашнего дня возглавил Узбекистан. Этим сообщением заканчивается подписанное вчера на саммите ШОС в Екатеринбурге коммюнике, и с этого начал свое выступление на пресс-конференции президент России. Судя по тому, что г-н Медведев сообщил об этом словами «только что сдал председательство...», он сделал это с облегчением.
Впрочем, как рассказал один из источников «Времени новостей», Москве все равно придется быть серьезно вовлеченной в «шанхайские» дела, поскольку ответственно относящийся к своему председательству в ШОС Ташкент намерен консультироваться с ней по всей проблематике организации.
Скорее всего Афганистан станет одним из приоритетов «узбекского командования» в ШОС. Во всяком случае президент Узбекистана Ислам Каримов афганскую проблему выделил в своем вчерашнем выступлении в качестве основной. Впрочем, новостей на эту тему он не преподнес, снова напомнив о своей инициативе возобновить деятельность контактной группы соседей и друзей Афганистана, «6+2», пригласив туда НАТО и преобразовав ее в «6+3». Г-н Каримов также высказался в защиту национальных, религиозных и исторических традиций афганского народа. В зале роскошного отеля Hyatt, выстроенного аккурат к началу саммита ШОС на улице Ельцина в родном городе первого российского президента, никто узбекскому лидеру не возражал.
Никто здесь не возражал и президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду, все-таки появившемуся вчера на саммите и выступившему с пламенной речью, в которой он камня на камне не оставил от «надежд на решение экономических и политических кризисов, охвативших Америку». Их просто нет, заявил Ахмадинежад: «Страны -- союзники США тоже не в состоянии справиться с ними». Он говорил о «конце эпохи империй» и гарантировал, что «возрождения их больше не последует».
Могло показаться, что слышишь речь темпераментного трибуна на многотысячном митинге где-нибудь в Тегеране. Вполне возможно, что это действительно была репетиция. Ахмадинежад позже всех прибыл в Екатеринбург и раньше всех его покинул, даже внезапно отменив свою пресс-конференцию. Вероятно, он действительно спешил назад в иранскую столицу, где уже третий день стенка на стенку идут митинги в поддержку его проигравшего на выборах конкурента, экс-премьера Мусави.
Кстати, о президентских выборах в Иране. Пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова опровергла вчера сообщение о том, что Дмитрий Медведев одним из первых поздравил Ахмадинежада с переизбранием. «Я не знаю, откуда взялись эти сообщения, на которые ссылается западная пресса, -- сказала г-жа Тимакова «Времени новостей», -- на официальном сайте Кремля этого нет». Что касается остальных лидеров ШОС, то, по словам пресс-секретаря российского президента, «они все поздравили Ахмадинежада в кулуарах саммита». Там же, «стоя», как выразилась г-жа Тимакова, состоялась и короткая встреча с ним Дмитрия Медведева.
Один из российских дипломатов в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» положительно отозвался о выступлении иранского гостя, но с неожиданной точки зрения. «Мы могли ожидать и другого, -- поделился он своей радостью. -- Ахмадинежад, по нашим сведениям, готовился пригласить лидеров ШОС к себе, в Тегеран, и что бы мы тогда все делали?..»
Среди двусторонних встреч, состоявшихся в рамках уральского саммита ШОС, наибольший интерес представляли встречи с участием президента Афганистана Хамида Карзая. Дмитрий Медведев рассказал о встрече с ним, а также с президентом Пакистана Асифом Али Зардари, а затем и о встрече в трехстороннем формате как о весьма перспективном формате общения, получившем название АФПАК, который может иметь, по его словам, «кумулятивный эффект». Российский президент еще раз обратил внимание, что Москва готова участвовать в энергетических, дорожных и других проектах по восстановлению Афганистана.
Между тем, как стало известно «Времени новостей» из источников, близких к российско-афганским переговорам, Хамид Карзай, беседуя с Дмитрием Медведевым, проинформировал его о том, что на предстоящей здесь же встрече с киргизским президентом Курманбеком Бакиевым собирается просить того не настаивать на решении о прекращении деятельности американской военной базы Манас в Бишкеке. Что ответил ему хозяин саммита, неизвестно, но восточная тонкость, проявленная афганским гостем ШОС, понимавшим, что от отношения Москвы к этой проблеме зависит многое, не могла не быть оценена по достоинству. Разумеется, после этого г-н Карзай, встречаясь с г-ном Бакиевым, мог спокойно сослаться на то, что по этому вопросу «проинформировал» российского президента. Тем и ценны подобные екатеринбургскому саммиту мероприятия, что на них можно в течение одного рабочего дня решить такие щекотливые вопросы.
А если будут услышаны раздавшиеся вчера призывы президентов Таджикистана и Узбекистана к расширению ШОС, то, похоже, таких возможностей станет еще больше. Никто не удивился, что с этим призывом обратился Эмомали Рахмон -- он известен как последовательный лоббист приема Ирана в ряды «шанхайцев», ведь в таком случае одной персоязычной страной там станет больше. Кстати, именно г-н Рахмон был среди тех, кто действительно одним из первых -- и чрезвычайно тепло -- поздравил Ахмадинежада с победой на выборах. Труднее понять, чем руководствовался при этом президент Узбекистана. Возможно, в ответ он надеется получить поддержку своей идеи по реанимации группы «6+2» -- друзей и соседей Афганистана, ведь стучащиеся в дверь ШОС Иран и Пакистан как раз и входят в число его соседей...
Любопытным показалось и то, как по-разному было отражено обсуждение еще одной нервирующей мир ситуации -- демонстрации северокорейской ядерной угрозы. Если президент России Медведев назвал «поведение» Пхеньяна «в нынешней ситуации неприемлемым», то в принятой вчера Екатеринбургской декларации это звучит более аккуратно -- как призыв «проявлять сдержанность и продолжить поиск взаимоприемлемых развязок на основе достигнутых ранее договоренностей». Китайский отпечаток в подобной стилистике читается вполне отчетливо.
Пекин вообще оказался главным «героем» уральского саммита ШОС. Прозвучавшее здесь предложение КНР выделить кредит в 10 млрд долл. «для стабилизации экономической обстановки на пространстве ШОС» произвело на улице Ельцина заметное впечатление. Предложение это было настолько неожиданным, что помощник президента России по экономическим вопросам Аркадий Дворкович узнал об этой новости поначалу от журналистов. Чуть позже, правда, он объяснил, что это не рассматривается как пакет антикризисной адресной помощи -- такую помощь и Россия оказывает своим партнерам по ШОС. Речь идет, сказал г-н Дворкович, о готовности КНР помочь в реализации масштабных инфраструктурных проектов.
Тем не менее китайские инициативы были здесь оценены высоко. При этом готовность Пекина помогать адресно странам Центральной Азии была также подтверждена, в частности, выделением Киргизии гранта в 11,7 млн долл. Председатель КНР Ху Цзиньтао предлагал оказать конкретную помощь и Узбекистану на встрече в Екатеринбурге с Исламом Каримовым. А если вспомнить принятое недавно решение Пекина выделить не входящей в ШОС Туркмении кредит в 3 млрд долл., то масштабы готовности Поднебесной вылечить от кризиса весь регион выглядят впечатляюще. Председатель Ху особенно подчеркнул, что, несмотря на мировой кризис, в экономике Китая «основные положительные тенденции остаются неизменными».
Эта позитивная новость могла бы быть последней в подведении итогов 8-го саммита ШОС. Однако здесь прозвучала еще одна позитивная новость: решением саммита Белоруссии и Шри-Ланке был предоставлен статус государств-партнеров по диалогу ШОС. Так что на будущий год, в ходе следующего «шанхайского» саммита в Ташкенте, Александр Лукашенко также сможет внести свою лепту в решение проблем азиатского региона. Впрочем, он начал делать это уже сегодня, отправившись с трехдневным визитом в Ашхабад.
В Екатеринбурге лидеры ШОС согласовали кандидатуру нового генсека организации. Как стало известно «Времени новостей», согласно принципу ротации вместо представителя Казахстана Болата Нургалиева ШОС возглавит бывший министр иностранных дел Киргизии Муратбек Иманалиев. Известный китаевед, выпускник МГИМО, 54-летний г-н Иманалиев займет этот пост после прохождения необходимых бюрократических процедур в структурах ШОС. Дело в том, что месяц назад на Совете министров иностранных дел ШОС была утверждена другая кандидатура, ранее представленная Бишкеком. Теперь это решение придется переоформить.
Аркадий ДУБНОВ, Екатеринбург, Андрей ДЕНИСОВ