Время новостей
     N°87, 20 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2002
Город -- это Петербург
Но и Москва не без шансов
«Город мой» имени Александра Блока» -- новая премия, учрежденная редакцией журнала «Наше наследие». Награда -- одна из составляющих частей масштабной программы журнала, приуроченной к грядущему 300-летию северной столицы: лауреаты получили диплом, серебряный знак и некоторое количество денег за лучшие исследования о Санкт-Петербурге, опубликованные в 2000--2001 годах. Книгой 2000 года сочтена монография московского историка балета Вадима Гаевского «Дом Петипа» (М., «Артист. Режиссер. Театр»), книга-2001 -- «Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903--1919», подготовленная и откомментированная петербуржцем членом-корреспондентом РАН Александром Лавровым и изданная Станиславом Лесневским (М., «Прогресс-Плеяда»).

В решении отметить именно эти труды счастливо соединились формальные и сущностные причины. И та и другая имеют отношение к фамилии, звучащей в названии премии. Про «Переписку» и так понятно, а одним из первых значимых отечественных историков балета была вдова поэта, Любовь Дмитриевна Блок -- Вадим Гаевский в своей монографии снова напоминает ученому сообществу это имя. Но суть дела гораздо важнее: оба издания не просто очень хороши -- они стали культурными событиями, впечатляющими и вне «юбилейного» контекста.

О переписке Блока и Белого, о точности и изяществе комментария к ней, публикаторском подвиге Александра Лаврова наша газета уже писала (см. «Время новостей» от 30 октября 2001 года). «Дом Петипа» -- тоже подвиг, подвиг ответственности. Профессор Гаевский написал не учебную историю балета, но историю самых важных событий в ней. Определяя место в этой истории одним деятелям и спектаклям, отказывая в таком месте другим. Принимая в расчет лишь художественные, а не «хронометражные» достижения: Гаевский может вообще не упомянуть балерину, танцевавшую на престижных сценах первые партии целых двадцать лет, -- если, на его взгляд, ничего интересного балерина эта не сделала. Это отчетливая манифестация личного художественного вкуса -- вкуса, заметим, абсолютно безупречного, ставшего для серьезных коллег исследователя камертоном. В рецензиях на ученые труды принято пользоваться расхожей и обтекамой формулировкой: автор, дескать, ничего не навязывает читателю. В случае с Гаевским этот номер никал не проходит. Ритм, внутренняя музыка его замечательной книги именно что задают ритм читательского восприятия и соразмышления.

На церемонии награждения лауреаты произнесли благодарные речи. Но к ним дело не свелось. Прочно связанная с Петербургом заместитель министра культуры Наталья Дементьева предположила, что журнал «Наше наследие» будет и в дальнейшем «сдруживать города». Евгений Евтушенко посетовал, что «Блока никто не понял, когда он написал «Двенадцать». Напоследок председатель Совета Федерации Сергей Миронов (тоже питерец) вспомнил о своей дружбе с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и предложил журналу учредить премию... за исследование культуры Москвы. Тоже ведь хороший город.

Анна ГОРДЕЕВА