|
|
N°105, 18 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пришло время пересмотреть роль ядерного оружия
Россия как никакая другая страна знает об ужасах войны -- страдания людей, гибель невинных, утраченные возможности для целых поколений. Вот почему мы уверены, что в России, как и во всем мире, вызовет интерес задача, стоящая перед комиссией по ядерному нераспространению и разоружению, -- устранение угрозы ядерной войны через ограничение и последующее уничтожение ядерного оружия. По этой причине и в знак признания важной роли России в обеспечении глобального баланса безопасности наша комиссия -- независимая международная организация, созданная в 2008 году правительствами Австралии и Японии, -- проводит в этом месяце свое заседание в Москве.
В 1986 году встреча в верхах между президентом США Рональдом Рейганом и руководителем Советского Союза Михаилом Горбачевым приблизила мир к одному из самых выдающихся достижений в истории разоружения -- ликвидации систем ядерных вооружений. И хотя те переговоры достигли не всех своих целей, они привели к заключению между Соединенными Штатами и Советским Союзом в 1987 году Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Это дало надежду на скорое окончание «холодной войны», а также на то, что рано или поздно страны смогут общими усилиями сбросить с себя ядерную угрозу. Наша комиссия стремится вернуть эту надежду, убедить мировое сообщество пересмотреть роль ядерного оружия в международных отношениях и в итоге полностью его ликвидировать.
Это не тот вопрос, который можно отложить в сторону перед лицом новых угроз -- будь то глобальный финансовый кризис, риск пандемии или изменения климата. Ядерная угроза -- проблема, решение которой должно осуществляться параллельно с другими вопросами, она требует первостепенного внимания со стороны лидеров всего мира. Ядерные арсеналы, до сих пор исчисляемые десятками тысяч боеголовок, вероятность расширения списка стран, обладающих таким оружием, опасность умышленного или непреднамеренного использования ядерного оружия правительствами или террористическими организациями -- все это несет в себе огромный риск для всеобщего мира.
Несмотря на то что количество ядерных боеголовок значительно сократилось по сравнению с рекордными цифрами времен «холодной войны», их общее число все еще превышает 25 тыс. Разрушительный потенциал каждой из них во много раз больше, чем у бомб, сброшенных в 1945 году на Хиросиму и Нагасаки. Тысячи ядерных зарядов по-прежнему стоят на боевом дежурстве, и если поступит команда, могут быть применены в считанные минуты. Ядерные страны сделали весьма незначительные шаги на пути сокращения своих смертоносных запасов, несмотря на то, что в Договоре о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО был подписан в 1968 году. -- Ред.) четко указана его цель: мир без ядерного оружия. Вот почему наша комиссия и все мировое сообщество с воодушевлением восприняли результаты апрельской встречи президентов России и США -- Дмитрия Медведева и Барака Обамы. Достигнутая ими договоренность о начале переговоров по новому соглашению, призванному заменить собой Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 года, приведет к большему сокращению этих вооружений.
Не далее как на прошлой неделе, во время визита в Россию министра иностранных дел Германии Франка Вальтера Штайнмайера, премьер-министр России Владимир Путин подкрепил эти ожидания заявлением о готовности своей страны отказаться от ядерного оружия, если Соединенные Штаты и все прочие ядерные страны сделают то же самое. Оптимизм вселяют и заявления Москвы о том, что международная безопасность, нераспространение ядерного оружия и сотрудничество в борьбе с новыми угрозами -- как раз те области, где у России и Соединенных Штатов общие интересы. Таким образом, можно вести речь о настоящей «перезагрузке» российско-американских отношений.
Движение в сторону разоружения и нераспространения ядерного оружия может набрать новую силу только при активной роли России, Соединенных Штатов и прочих ядерных держав. Принятое (в конце мая этого года. -- Ред.) на Конференции по разоружению в Женеве решение о начале переговоров по заключению договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия -- очередное подтверждение тому, что атмосфера вокруг режима нераспространения ядерного оружия улучшилась. Однако здесь важно участие и многих других международных игроков. Как правительства, так и активисты гражданского общества не вправе упустить этот момент. Они должны разработать общий план действий -- идеалистический в своих устремлениях, но реалистично-прагматический в своем наполнении.
Наша комиссия является неправительственной организацией, но в нее вошли высокопоставленные деятели и авторитетные эксперты из многих стран мира -- как ядерных, так и неядерных. Стоящая перед нами задача -- выработать практические и четко сформулированные рекомендации для политиков в преддверии запланированной на май 2010 года конференции по рассмотрению действия ДНЯО, основного международного документа об ограничении вооружений. Политики будут иметь в виду рекомендации комиссии и в период после 2010 года.
В то же время работа комиссии в ближайшие два года не ограничится участием в конференциях по нераспространению ядерного оружия. Одна из задач -- работа с теми странами, которые никогда не были членами ДНЯО (Индия, Пакистан и Израиль), а также с теми, кто собирается выйти из этого договора либо пока не определился с намерениями. Сотрудничество со всеми этими странами крайне важно для ликвидации ядерного оружия на глобальном уровне.
Наш подход заключается в выработке плана действий, состоящего из трех этапов. На первом этапе предстоит сформулировать все те шаги, которые должны быть предприняты в ближайшей перспективе (примерно до 2012 года). Речь идет о том, чтобы ввести в действие договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний, провести переговоры по запрещению дальнейшего производства расщепляющихся материалов, используемых в военных целях, добиться существенного сокращения количества ядерного оружия. Следует также достичь широкого консенсуса по вопросам будущих переговоров о разоружении.
Вторая часть плана предполагает разработку мер (примерно до 2025 года), с помощью которых арсенал ядерного оружия может быть сокращен до минимальных величин, опасность его непреднамеренного использования -- реально устранена, а доктрина, радикальным образом ограничивающая возможности для его преднамеренного использования, будет одобрена и принята.
Наконец, третья задача состоит в том, чтобы определить возможности для реализации финального этапа: перехода от подобных «минимальных запасов» к миру, полностью избавленному от ядерного оружия.
Гарет ЭВАНС, бывший глава МИД Австралии, Йорико КАВАГУТИ, бывший глава МИД Японии, -- сопредседатели Международной комиссии по я