Время новостей
     N°104, 17 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2009
Ушли в небытие
Наблюдатели ООН в Абхазии и Грузии прекратили работу
Вчера в восемь утра по московскому времени миссия наблюдателей ООН в Абхазии и Грузии прекратила свою работу. Несколькими часами ранее Россия наложила вето на проект резолюции Совбеза ООН, продлевающей мандат миссии на две недели -- до 30 июня. Проект поддержали десять стран, в том числе семь его соавторов -- Австрия, Великобритания, Германия, США, Турция, Франция и Хорватия. Воздержались Вьетнам, Китай, Ливия и Уганда.

Россию не устроили содержавшиеся в проекте ссылки на резолюции Совбеза ООН, включая резолюцию 1808 от 15 апреля 2008 года, подтверждающую территориальную целостность Грузии. Постпред России при ООН Виталий Чуркин назвал подобные ссылки «политическим ядом» и сказал, что отвергнутый документ «основывался на старых реальностях». «Коль скоро возникли такие противоречия, не совместимые с жизнью миссии и возможностью подготовить новый проект резолюции, -- заметил посол, -- может быть, лучше дать этой миссии спокойно уйти в небытие».

Наблюдатели ООН прибыли в регион 15 лет назад после абхазско-грузинской войны 1993 года, разъединившей две страны. Москва возложила «всю полноту ответственности» за уход миссии, «чья многолетняя работа в целом позитивно воспринималась в Москве, в Сухуми, в Нью-Йорке», на страны Запада, «уже много месяцев подряд демонстрирующие заидеологизированное упорствование». «Им, похоже, не очень нужны наблюдатели ООН, которые препятствовали бы силовым рецидивам тбилисского руководства, -- заявил вчера МИД РФ. -- Гораздо важнее оказалось стремление всеми правдами и неправдами подчеркнуть в проекте решения Совбеза ООН существование Грузии в прежних, до августа 2008 года, границах и одновременно стереть с политической карты Закавказья Абхазию, возродить состояние «неурегулированности конфликта», на деле уже разрешенного». После вспыхнувшего в августе 2008 гола вооруженного конфликта вокруг Южной Осетии Россия признала независимость Цхинвали и Сухуми, вскоре к ней присоединилась Никарагуа.

12 июня постпред России при ООН представил альтернативный проект, содержавший, по оценке МИДа, «конкретные меры» по обеспечению безопасности на грузино-абхазской границе, «включая объективный мониторинг со стороны миссии ООН». Но страны Запада 15 июня его отвергли, после чего России осталось лишь отвергнуть их проект. Виталий Чуркин выразил сожаление, что партнеры России не разделили ее прагматического подхода. Грузинский политолог Паата Закареишвили сказал «Времени новостей», что «игра России была беспроигрышной».

В Минобороны России сообщили, что «миссия ООН особой роли в стабилизационных процессах не сыграла», а потому ее уход «не отразится на обстановке в регионе и деятельности дислоцированного в Абхазии воинского контингента России». Но военные не исключили вероятности провокаций со стороны Грузии. Президент Абхазии Сергей Багапш, поблагодарив Россию за использование вето, отметил, что его республика «выступает за нахождение на ее территории миссии ООН, но согласиться с документом, где Абхазия признается частью Грузии, не может».

Грузия разочарована прекращением миссии ООН, но винит в этом Россию и спешно ищет новые механизмы международного контроля. «Сожалею, что миссии не будет. Но хорошо, что нам удалось отвести угрозу эрозии территориальной целостности Грузии», -- так прокомментировал исход голосования в Совбезе ООН госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили. Глава МИДа Григорий Вашадзе полагает, что решение применить вето стало «признаком дипломатического поражения России», позиция которой якобы оказалась «незащищенной», и потому Москва «вынужденно пошла на крайние меры». Дипломат предложил России «не противопоставлять себя цивилизованному миру», не приемлющему «перекройки границ, оккупации территорий и этнической чистки».

В декабре 2008 года Россия наложила вето на продление миссии ОБСЕ в зоне грузино-югоосетинского конфликта, предложив создать для Южной Осетии и Грузии отдельные миссии этой организации. Тбилиси не согласился, и в итоге до 30 июня миссия ОБСЕ закроется. Теперь Россия, по словам Вашадзе, «убила» еще и миссию ООН. В Грузии остаются лишь наблюдатели Евросоюза, появившиеся в октябре 2008 года на основании августовского послевоенного соглашения президентов России и Франции. Но в Абхазию и Южную Осетию их не пускают.

Отправившись на днях на патрулирование вместе с представителями ЕС, корреспондент «Времени новостей» стал свидетелем того, как те не смогли выдвинуться дальше границы Южной Осетии и остановились у поста МВД Грузии. Там под проливным дождем наблюдатели ожидали следовавшего из Ахалгорского района Южной Осетии в Тбилиси маршрутного такси, дабы выяснить у пассажиров, какая ситуация на месте. Но пассажиры оказались неразговорчивыми. После этого наблюдатели что-то внимательно рассматривали в бинокли на недоступной им территории, а затем вернулись в штаб-квартиру в Мцхете -- древней столице Грузии примерно в 20 км от Тбилиси.

Несмотря на такой «усеченный» мандат наблюдателей ЕС, именно на их миссию Тбилиси ныне делает ставку, ведь Россия не может заблокировать решения Евросоюза. Госминистр Якобашвили надеется, что с учетом позиции международного сообщества наблюдатели ЕС получат доступ в Абхазию и Южную Осетию и будут наделены полицейской функцией. В Москве наблюдателей ЕС называют «весомым сдерживающим фактором», хотя при этом к ним «имеются определенные вопросы, в частности относительно потенциальной эффективности в случае новых агрессивных поползновений со стороны Грузии». «Мы готовы к продолжению и укреплению взаимодействия с ЕС, -- заверил МИД России, -- включая совместную работу в механизмах по предотвращению инцидентов».

Со временем Грузия намерена попробовать изменить формат миссии ООН. Глава парламентской комиссии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия поведал «Времени новостей», что Тбилиси попытается осудить Россию в ООН как «агрессора» в августовской войне 2008 года: «Это позволит нам задействовать механизм замещения посредничества России, которая как участник конфликта уже не сможет использовать вето. Тогда миссия ООН могла бы вернуться в Абхазию, уже никоим образом не связанная с Россией или с ее миротворцами, находившимися в зоне конфликта под эгидой СНГ с 1994 года».

Однако грузинский политолог Паата Закареишвили заметил «Времени новостей», что прекращение деятельности миссии ООН в Абхазии на руку лишь России: «Теперь грузины, захотев пообщаться с абхазами, не сделают этого без русских. ООН была умеренным, взвешенным, осторожным посредником и служила площадкой распространения объективной информации. Грузия вместе с водой выплеснула ребенка, ведь в этих дипломатических баталиях мы теряем Абхазию. Под вопросом могут оказаться и регулярные консультации сторон в Женеве, проводимые под эгидой ООН, ЕС и ОБСЕ».

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Александр САМОХОТКИН