Время новостей
     N°104, 17 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2009
Спасибо за прием!
Выставка «Американские художники из Российской империи» в Третьяковской галерее
Экспозиция выставки, развернувшейся в Третьяковской галерее на Крымском валу, создана усилиями многих институций. Прежде всего петербургского Русского музея и Фонда международного искусства и образования. К участию приглашены двадцать музеев и частных коллекций. Музеи, в основном американские, включая самые крупные -- Метрополитен, Вашингтонскую национальную галерею, Музей американского искусства Смитсоновского института, Филадельфийский художественный музей, Еврейский музей Нью-Йорка. Большинство имен -- открытия. Большинство работ -- премьерные. Тот случай, когда первостепенную важность имеет каталог. Основательно подготовленный Русским музеем каталог «Американские художники из Российской империи» -- необходимый по выставке "чичероне". В статьях американских и российских специалистов в каталоге тщательно прописана сама история того, как бывшие россияне принимались Америкой, интегрировались в ее культуру, а в отдельных случаях определяли лицо нового американского искусства.

Из выставки условно можно «вычитать» три истории. Первая -- на правах комментария. Она о тех, кто приехал в США уже сложившимся мастером; не из России, а из оккупированной фашистами Европы. «Имперско-российские» корни в этих случаях -- факт биографии очень далекой, и диалог по линии «Россия -- Америка» почти не прослеживается. В эту историю можно вписать, например, Осипа Цадкина, уроженца Смоленска (родился в 1890-м), с 1909 года жившего в Париже, сформировавшего в так называемой «Парижской школе» свой стиль. В Америке по понятным причинам он жил с 1941 по 1945 год. Также «комментарием» творческой биографии можно считать литовское происхождение Жака Липшица, сформировавшего себя как скульптора-кубиста исключительно в той же «Парижской школе» и эмигрировавшего в 1941 году в Америку признанным французским мэтром. В ту же компанию можно пригласить и Наума Габо, и Александра Архипенко, и Владимира Издебского.

Вторая история: жизнь и судьба мастеров, уехавших в США, но так и оставшихся гостями из далекой Российской империи. Эти художники оригинально, самобытно преломили в своем творчестве общеизвестные новейшие течения начала XX века: постимпрессионизм, экспрессионизм, футуризм. Они возделывали свой собственный уютный, сердечный мир (мудрые, пронзительные образы и темы которого объясняются в том числе еврейской генеалогией большинства иммигрантов). Этот мир выстрадан художниками и доверчив, как письмо друга. Но на большее, на революцию в искусстве он не претендует. Художников второй истории -- большинство. К ним относятся и непоседливый левак футурист Давид Бурлюк, писавший в США картины в неопримитивистском «лубочном» стиле, и символист Борис Анисфельд, эмигрировавший из России в 1918 году, и другой признанный символист, мирискусник и голуборозовец Сергей Судейкин, и великий пиит России Борис Григорьев, и Николай Фешин, и работавшие на стыке традиционализма и раннего модернизма еврейские художники Мозес и Рафаэль Сойеры, Леон Гаспар, Абрам Маневич, Николай Циковский, Симха Симхович и другие. Некоторые американцы российского происхождения приобщились к интернациональной живописной системе раннего модернизма непосредственно в школах США. К ним относятся Нина Шик, Иван Олинский, Абрахам Валковиц, Бен Бенн и другие...

Наконец, третья история -- те, кто, по определению американского критика Гэри Рэнда, изменили курс американского искусства. Прежде всего отцы абстрактного экспрессионизма: армянин Манук Адоян, всемирно известный как Арчил Горки, выходец из Литвы Маркус Роткович, ставший знаменитым Марком Ротко, один из идейных вдохновителей абстрактного экспрессионизма, учитель Ротко, уроженец Белостока Макс Вебер... Любопытно, что в годы Великой депрессии будущие лидеры мирового артпроцесса выполняли заказы по Программе жилищного строительства: подобно современным граффитистам, упражнялись в абстрактной живописи, расписывая большие стены общественных зданий.

К таким же, изменившим ландшафты и перспективы мирового искусства, можно отнести родившегося в 1898 году под Калугой, учившегося в Киеве (у «амазонки авангарда» Александры Экстер) сюрреалиста Павла Челищева, мастера, до недавнего времени незаслуженно забытого в России. Его искусство только сейчас возвращается на родину, которую он помнил всю жизнь и которой завещал громадное и жуткое свое полотно «Феномена». Оно и хранится сегодня в Третьяковской галерее, выступающей нынче в роли одной из нескольких институций, принимающих передвижную выставку российских американцев.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки