Отныне сотрудникам правоохранительных органов придется лишний раз подумать, прежде чем задерживать человека, показавшегося им нарушителем Административного кодекса. Граждане, задержанные по подозрению в мелких правонарушениях, получили право до последнего оспаривать законность того внимания, которое было проявлено к ним милиционерами, и бороться за свое честное имя без оглядки на сроки давности. Такое решение провозгласил вчера Конституционный суд РФ.
В вердикте КС силовикам аукнулся один из петербургских "маршей несогласных" и два рядовых случая, происшедших в Набережных Челнах и Красноярске. Судьи изучали заявления от трех человек. Бывший представитель ОБСЕ в Северо-Западном федеральном округе Максим Филандров возмутился милицейским
произволом на "марше несогласных" 15 апреля 2007 года. По собственным словам г-на Филандрова, он стоял в стороне и снимал на камеру все, что происходило. Потом его схватили, скрутили руки и грубо затолкнули в автобус. Пока же его волокли, он просил его отпустить, объясняя, что может идти сам. Его пытались привлечь к административной ответственности за нецензурные выражения. Мировой суд, правда, прекратил производство из-за отсутствия события правонарушения. В федеральном Смольнинском суде -- следующей инстанции, куда была направлена жалоба, -- дело прекратили по истечении обозначенного в КоАП двухмесячного срока давности. Максим Филандров посчитал, что ему не оставили возможности доказать свою невиновность и оспорить правомочность задержания.
Михаила Карелина из Набережных Челнов также задержали на 48 часов за нецензурную брань в общественном месте. И тоже прекратили производство по истечении срока давности. А автомобилист Владимир Рогожкин не смог доказать то, что не его действия на дороге стали причиной ДТП, -- опять же помешал срок давности.
И такое происходит только при задержаниях по подозрению в административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ запрещает прекращение дела, если обвиняемый возражает этому. Поэтому, по мнению заявителей, ситуация, в которую они попали, оставляет вопрос об их виновности открытым. И, как пояснила "Времени новостей" адвокат г-на Филандрова Ольга Цейтлина, это лишает граждан права на компенсацию ущерба. Ей еще в ходе обсуждения этого вопроса возражал представитель президента в КС РФ Михаил Кротов: "Если подозреваемого задержали на три часа, разве можно в этом случае говорить об ущербе или об утере заработка?" Интересно, что представители прокуратуры в КС РФ поддержали заявителей.
В результате КС признал, что оспоренные нормы КоАП РФ не противоречат Конституции РФ, поскольку они не допускают произвольного, без достаточных оснований административного задержания на срок не более 48 часов. И любой гражданин, к которому применили такую меру принуждения, вправе обжаловать незаконное задержание, а суд обязан проверить, была ли эта мера действительно необходимой и обоснованной. Но КС постановил, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения не может во всех случаях служить основанием для отказа в проверке законности задержания. Председатель КС Валерий Зорькин даже отметил, что теперь нельзя будет "брать и хватать" без достаточных оснований.
Иными словами, вчерашнее постановление КС не требует внесения изменений в законодательство, но должно повлиять на правоприменительную практику. Сотрудникам милиции придется сначала думать, а потом делать. Иначе у судов прибавится работы. Судебные решения, принятые по делам граждан Карелина, Рогожкина и Филандрова, подлежат пересмотру.