|
|
N°104, 17 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невыполнимые миссии
Генсек ООН не знает, что делать с Косово
Сегодняшний доклад генсека ООН Пан Ги Муна о ситуации в Косово перед Советом Безопасности носит отчетно-юбилейный характер. Десять лет назад международные миротворцы пришли под ооновскими флагами в охваченный сербо-албанскими столкновениями край, чтобы защищать все этнические группы и обеспечивать широкую автономию Косово. Содержание доклада Пан Ги Муна свидетельствует, что поставленные задачи выполнены лишь частично, а сам процесс косовского урегулирования зашел в правовой тупик.
Главный вывод генсека ООН состоит в том, что местные власти в Косово «поддерживают минимальный контакт» с Миссией ООН -- миротворческим представительством, размещенным в крае с июня 1999 года. Более того, по свидетельству Пан Ги Муна, албанские лидеры края требуют вывести миссию, «утверждая, что резолюция СБ ООН 1244 от 1999 года более не относится к делу и что у них нет правового обязательства ее придерживаться». Обстановку в двухмиллионном Косово генсек ООН называет «относительно спокойной», но сообщает о «серии инцидентов» в северных районах, где компактно проживает около 100 тыс. косовских сербов.
«Принимая резолюцию 1244, Совбез ООН пытался ввести косовское урегулирование в международно-правовые рамки после того, как авиация НАТО два с половиной месяца бомбила Югославию. Однако западные державы во главе с США не собирались выполнять документ в полном объеме», -- заметил «Времени новостей» замдиректора Института славяноведения РАН Андрей Шемякин. По его словам, НАТО и ЕС «поддерживали албанских сепаратистов и расширяли полномочия местных органов власти, игнорируя целостность Сербии». По мнению эксперта, «Миссия ООН и международные миротворцы не предпринимали ничего, чтобы положить конец террору косовских албанских экстремистов против сербов и других неалбанцев».
Провозглашенную в феврале 2008 года независимость Косово ныне признают 60 государств. Албанские власти поставили ООН перед выбором -- либо аннулировать акт провозглашения независимости края как противоречащий резолюции 1244, либо найти себе новое место в новом Косово. Пан Ги Мун выбрал второе. Вопреки позиции сербов он санкционировал постепенное сворачивание Миссии ООН в Приштине с передачей ее полномочий представителям ЕС и албанским властям. Вместе с тем в сегодняшнем докладе он призвал «все общины и правительства в Приштине и Белграде продолжить тесное сотрудничество со всеми международными представителями в целях снижения напряженности и нахождения мирного решения», явно намекая на желательность новых переговоров между Сербией и властями Косовского края.
Появляются и более радикальные предложения. Экс-посол США в Белграде Уильям Монтгомери на днях заявил, что новый всплеск сербо-албанского насилия в Косово «всего лишь вопрос времени». По его мнению, лучшим выходом мог бы стать раздел Косово на сербскую и албанскую часть. Проживающий ныне в Белграде Монтгомери в интервью местной газете «Блиц» высказал еще одну крамольную для Вашингтона мысль о возможном разделе Боснии и Герцеговины, уже являющейся членом ООН, ОБСЕ и Совета Европы. По его словам, боснийским сербам надо разрешить провести референдум о самоопределении. Глава правительства боснийской Республики Сербской Милорад Додик также настаивает на том, что боснийские сербы должны иметь такие же права, как и косовские албанцы. «Создание многонациональных обществ в Косово, а также в Боснии и Герцеговине оказалось невыполнимыми миссиями», -- констатировал Монтгомери.
«Раздел Косово может оказаться для сербов не менее болезненным, чем отказ от него», -- считает Андрей Шемякин. «Для сербов Косовский край -- это колыбель православия и сербской государственности, овеянная мифами и преданиями. Его роль в сербской истории намного превосходит значимость Боснии», -- свидетельствует эксперт.
Петр ИСКЕНДЕРОВ