|
|
N°87, 20 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Для ипотеки нет предмета
Законопроект «О строительных сберегательных кассах», который уже не один месяц разрабатывается в Госдуме, планируется внести на рассмотрение палаты еще до конца нынешней сессии. Однако слушания, которые прошли в Думе на днях, показали, что у заинтересованных ведомств нет единства не только по поводу текста закона, но и в подходах к самой проблеме. Жилищные кооперативы, работающие по принципу ссудно-сберегательных касс (ССК), множатся, несмотря на отсутствие законодательных гарантий сохранности вкладов пайщиков. Между тем Банк России считает, что такая специализированная форма ипотеки, как ССК, незаконна. Законодатели обвиняют Центробанк в нежелании идти навстречу кредиторам и населению. При этом платежеспособный спрос на жилье сегодня настолько опережает предложение, что о массовой потребности в кредитах со стороны населения и говорить не приходится.
По словам председателя комиссии Госдумы по ипотеке Ивана Грачева, проект закона «О строительных сберегательных кассах», обсуждение которого прошло на прошлой неделе в Думе, -- последнее звено в создании законодательства для развития ипотеки, в частности накопительной ипотечной системы. Строительные ССК, узаконить которые и призван проект нового нормативного акта, предполагают предварительное накопление не менее половины стоимости квартиры с последующим предоставлением недостающей суммы в виде кредита.
В случае утверждения законопроекта круг потенциальных заемщиков кредитов для покупки квартир будет резко расширен. Дело в том, что по стандартам классической ипотеки заемщик сегодня может тратить на возврат и оплату процентов по кредиту не более 30% ежемесячного заработка. По словам депутата, примерно треть населения страны имеет «серую» зарплату. И одна из предпосылок появления нового закона -- уход от необходимости официально подтверждать доходы.
Однако согласно действующему банковскому законодательству работать с привлеченными деньгами населения имеют право только банки, а Гражданский кодекс запрещает ограничивать права вкладчиков. Поэтому, как заявила на парламентских слушаниях начальник отдела департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Ирина Антонова, «о создании специализированных ипотечных банков говорить преждевременно». Тем более что для учреждения банка в России необходимо иметь не менее 5 млн евро.
Высказанная позиция тут же дала повод участникам слушаний упрекнуть представителя ЦБ в нежелании развивать многообразие форм кредитования граждан с целью приобретения жилья. «В результате такой позиции без государственного присмотра оказывается целый сектор финансовых услуг, востребованный населением», -- сказал президент Европейского трастового банка Андрей Крысин. В ноябре этот банк совместно с ДСК-1 (самая крупная московская строительная компания) инициировал создание кооператива, работающего по принципу ССК (с обязательным предварительным накоплением). За это время обратилось 1500 человек, из которых 31 стал пайщиком. В отличие от действующей несколько лет московской муниципальной ССК кооператив дает возможность своим пайщикам выбрать квартиру на свободном рынке (московская схема предполагает приобретение квартир только в строящихся при помощи столичной ССК домах). Кроме того, пайщик может в любой момент забрать свой вклад, на который начисляется 11% годовых в валюте. Стоимость кредита, ссужаемого члену кооператива на пять лет, составляет 14% годовых в валюте. Это даже дешевле, нежели в банке DeltaCredit (здесь кредит стоит 15% годовых в валюте на десять лет).
Однако в том-то и печаль сложившейся ситуации, что рынок жилой недвижимости к особенному выбору не располагает. В Москве, например, без всяких кредитов покупают и непостроенные квартиры. Заемщики того же DeltaCredit вынуждены искать квартиры месяцами, а в Инвестиционной банковской корпорации сказали, что поиск квартиры растягивается и до двух лет.
Владислав ДОЛГОВ