Время новостей
     N°103, 16 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2009
Первый несоветский
Sukhoi Superjet-100 показали в Ле-Бурже
Вчера публике был представлен первый гражданский самолет, спроектированный в России после распада Советского Союза. Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) совершил демонстрационный полет в первый день работы международного авиасалона «Ле-Бурже-2009», открывшегося в пригороде Парижа.

Михаил Погосян, генеральный директор корпорации «Сухой» (занимающий по совместительству и пост гендиректора РСК «МиГ» -- второй ведущей российской компании по проектированию и строительству истребителей), заявил на пресс-конференции, что надеется в течение текущего года довести портфель заказов на SSJ-100 до 150 штук. Сейчас, по данным корпорации, она располагает 98 твердыми заказами на новый самолет. «Мы планируем подписать ряд соглашений на поставку Sukhoi Superjet-100», -- сказал г-н Погосян, не уточнив, когда это произойдет, и не назвав предполагаемых покупателей. По расчетам корпорации, всего будет продано более тысячи самолетов, из них 30% -- внутри России, а 70% -- за рубеж.

К 2012-му корпорация "Сухой" намерена выпускать SSJ-100 до 70 машин в год. Этот проект, в частности, должен помочь преодолеть «однобокую» военную ориентацию «Сухого» и «МиГа». Г-н Погосян также сказал, что стремится к тому, чтобы на военные и гражданские самолеты в структуре продукции двух корпораций приходилось бы примерно по 40%. Остальные 20% доходов корпорации рассчитывают получать за послепродажное обслуживание своих изделий. Пока доля военной продукции у «Сухого» и «МиГа» близка к 100%. «Портфель заказов на истребители "Сухой" и "МиГ" составляет 8 млрд долл. Мы считаем, это устойчивая база, чтобы двигаться вперед», -- сообщил г-н Погосян, отметив, что на самолеты этих марок приходится 20% мирового экспорта военной авиационной техники и 40% продаж российского оружия.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров вчера в Париже также говорил о развитии гражданского авиастроения. На поддержку проекта среднемагистрального авиалайнера МС-21 выделено около 3 млрд долл. бюджетных средств, сообщил он на пресс-конференции. «Сейчас идет выбор участников проекта. Подготовительный этап должен быть завершен в 2009 году, -- цитирует г-на Федорова Интерфакс. -- В 2010 году начнется рабочее проектирование и постройка опытных образцов. Такой поддержки со стороны государства не было с 90-х годов. По этому проекту не было никакого секвестирования. Это ключевой проект как для ОАК, так и для России». МС-21 должен заменить авиалайнеры Ту-154 и Ту-204. Олег Демченко, президент корпорации «Иркут», которая займется проектированием МС-21, сказал, что «общий объем выпуска машин этого типа может превысить 1 тыс. единиц». Правда, цифра эта неокончательная. «Количество будет уточняться», -- признал г-н Демченко, подчеркнув, что «ниша узкофюзеляжных самолетов с одним проходом между креслами -- самая тяжелая по конкуренции». «Но наши самолеты будут на 5--7% превосходить зарубежные аналоги по характеристикам», -- пообещал он.

Между тем первое на нынешнем авиасалоне «российское» коммерческое соглашение должно быть заключено именно по самолетам Ту-204, которые, как надеется ОАК, в обозримом будущем уйдут в прошлое. Гендиректор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) Александр Рубцов заявил Интерфаксу, что сегодня его фирма планирует подписать с авиакомпаний правительства Москвы «Атлант-Союз» соглашение о намерениях на поставку 45 самолетов общей стоимостью 1,2 млрд долл. В их число входят 15 среднемагистральных лайнеров Ту-204, а также 30 региональных самолетов Ан-148. Поставки Ан-148 планируется начать с 2010 года, Ту-204 -- с 2011-го. Заказанные машины, по словам г-на Рубцова, будут собраны за три года.

А самая первая крупная сделка «Ле-Бурже-2009» досталась вчера европейскому концерну Airbus. Авиакомпания Qatar Airways подписала с ним твердый контракт на 24 самолета семейства A320 (в том числе четыре A321, о покупке которых было объявлено год назад). По традиции заинтересованные стороны не разглашают цену сделки. По официально опубликованным ценам Airbus такое количество самолетов этих типов должно стоить примерно 1,9 млрд долларов.

«Катарский» контракт -- нетипичное явление для нынешних времен, когда авиакомпании урезают расходы и откладывают дорогие покупки на потом. Эксперты ожидают, что нынешний салон «Ле-Бурже» по объему заключенных сделок не сможет даже приблизиться к предыдущему «Ле-Бурже-2007», когда портфели Airbus и его американского конкурента Boeing рекордно пополнились заказами.

Руководитель подразделения гражданских самолетов Boeing Скотт Карсон заявил вчера в Париже, что рост спроса вернется в авиастроение к середине 2010 года. Впрочем, масштаб этого роста, по его признанию, «остается большим вопросом». К экономическим трудностям отрасли, вытекающим из мирового финансового кризиса, прибавились и проблемы, порожденные пандемией свиного гриппа. «Можно утверждать, что авиационное сообщество все еще пребывает в некотором шоке», -- сказал по этому поводу глава Airbus Том Эндерс на брифинге перед открытием салона «Ле-Бурже-2009».

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Авиапром