|
|
N°103, 16 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ШОС: от безопасности до финансов
Повестка саммита не уложилась в один день
Впервые в практике Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) саммит будет проходить два дня -- 15 и 16 июня: повестка очень обширная. Так ведь и участниками ШОС являются государства, население которых превышает 2 млрд человек.
ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, хотя почти сразу ее деятельность получила в первую очередь экономическую направленность. На первой встрече в Алма-Ате в 2001 году главы правительств обсудили вопросы экономического сотрудничества, создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Однако очень скоро региональный «бизнес-клуб» превратился в мощный блок региональной безопасности. В учрежденной восемь лет назад организации участвуют Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан, статусом стран-наблюдателей обладают Индия, Иран, Монголия, Пакистан. И сейчас ШОС предстоит решать, расширяться и дальше или прекратить прием новых членов. Например, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и вовсе предлагал такой вариант, как объединение ЕврАзЭС, ШОС и Евросоюза для реализации так называемого плана радикального обновления.
Внешняя политика Казахстана подтверждает стремление к созданию такого союза. К тому же со следующего года республика председательствует в ОБСЕ. Приоритеты озвучены: Казахстан будет стремиться к реализации проектов транспортных коридоров через Евразию. А главное, Казахстан как председатель ОБСЕ намерен налаживать диалог в сфере безопасности между НАТО и ШОС, ОБСЕ и СВМДА. В одной из своих последних книг «Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций» Нурсултан Назарбаев анализирует деятельность ШОС и роль Казахстана в ней. Президент особо выделяет значение организации в обеспечении международной безопасности, в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также указывает на новые возможности создания межнациональных кластеров с производственным циклом и целостной регионально-транспортной системой. Казахстанский лидер убежден, что ШОС немало способствует взаимному обогащению исламской, христианской и конфуцианской цивилизаций, а также возрождению Великого шелкового пути.
На саммите упор будет сделан на экономическом сотрудничестве, включающем и проекты, финансируемые государствами. Более активная реализация странами -- членами ШОС совместных проектов в сфере экономики и энергетики позволит улучшить ситуацию с безопасностью в регионе Средней Азии, считает старший научный сотрудник центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России Леонид Гусев. Одним из таких проектов, по его словам, могло бы стать создание так называемого энергетического клуба ШОС, названного еще три года назад «азиатской ОПЕК».
Наметилось и несколько ключевых направлений сотрудничества стран ШОС в финансовой сфере: переход во взаиморасчетах на национальные валюты; включение в диалог таких сегментов экономики, как рынки страхования и ценных бумаг; реализация программы инвестиционного сотрудничества. Лидер Казахстана предложил обсудить вопросы валютно-финансового объединения. «Сегодня у стран ЕврАзЭС, впрочем, как и у ШОС, есть все основания, чтобы максимально снизить кризисную нагрузку генетически дефектной мировой валюты на экономики наших стран, -- отметил Назарбаев. -- Мы на практике должны приступить к созданию валютно-финансового интеграционного объединения. Внутри него может быть введена своя собственная единая межгосударственная наднациональная безналичная стабильная расчетно-платежная единица».
Однако мировой кризис бросил вызов не только экономическому положению в странах ШОС, но и стабильности, безопасности в них. Так что и проблемы безопасности продолжают оставаться актуальными для организации, и многие мероприятия под ее эгидой носят военный характер.
Декларируемые цели ШОС могут быть реализованы только в том случае, если страны придут к общему знаменателю. Как отмечают политологи, сейчас в их взаимоотношениях преобладают центростремительные, а не центробежные силы. Остается надеяться, что все это найдет отражение в Екатеринбургской декларации по итогам саммита, а также в других документах, направленных на обеспечение региональной и глобальной безопасности.
Сергей СМИРНОВ