|
|
N°103, 16 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ближе к родине
Русских в Польше объединяет не только ностальгия
За границами России постоянно проживают около 30 млн человек, которых мы считаем своими соотечественниками. У каждого из них своя судьба, отношение к исторической родине и стране пребывания. Одни свою участь признают счастливой, другие смирились с безысходностью. Но почти всех их объединяет одно -- ностальгия.
На днях в Варшаве прошла Всепольская конференция соотечественников. Сколько их по всей Польше? Перепись 2002 года точного ответа на этот вопрос не дала: тысячи русских, белорусов, украинцев и представителей других национальностей не захотели признаться в том, какой язык им родной. Ведь здесь толерантность к «чужакам» пока остается во многом декларативной, и не каждый осмеливается стать белой вороной.
Государственная власть также не жаловала граждан иной, кроме польской, национальности. В 1975 году в Польше исчезло даже само понятие «русское национальное меньшинство». «Какое вы меньшинство, вы оккупанты. Это нам приходилось слышать от чиновников, когда мы, обивая пороги госучреждений, заявляли о своих правах», -- рассказал «Времени новостей» Андрей Романчук. Он единственный представитель "польских русских" в правительственной комиссии по вопросам национальных и этнических меньшинств. По его словам, «русское сообщество в Польше возникло не в 1945 году, а существует сотни лет»: «Нам удалось добиться, что Польша в 2000 году вновь признала наличие русского национального меньшинства».
Хотя здесь для некоторых чиновников по-прежнему спокойнее, когда «представители народов в своих национальных одеждах только поют и танцуют», положение изменилось. Появились признаки участия польских русских в общественно-политической жизни. Власть в центре и на местах стала выделять им из своих бюджетов средства, в том числе на русскоязычные СМИ. Русский язык поддержал духовную связь между соотечественниками, способствовал ощущению их самобытности.
В Варшаве ежемесячно выходит издание «Здравствуйте!» общества «Российский дом». Это издание получает дотации от польского министерства внутренних дел, курирующего работу с нацменьшинствами. В Ольштыне общество «Малая Россия» издает журнал «Соседи» при поддержке администрации города. В Белостоке стараниями Русского культурно-просветительного общества стартовала телепередача «Русский голос» -- для русских и о русских. Выходит она раз в месяц, с 2008 года ее можно смотреть в Интернете.
Однако важнее, как отмечалось на конференции, внимание Родины. Председатель координационного совета организаций российских соотечественников в Польше, председатель общества «Российский дом» Галина Щигел вспомнила, как в начале 1990-х годов в отчаянии пришла за помощью в российское консульство -- общество разваливалось, даже собраться было негде. То было время, когда соотечественники с напряжением следили за событиями в России, в Польше шла антироссийская пропаганда. А консул сказал: «Вы приехали сюда по своей воле, так чего хотите? Птенец свой, пока в гнезде, а как вылетел -- стал чужим». «Больно было это слышать. Так не хотелось чувствовать себя чужой. Но мы верили, что наступит время, когда Родина вспомнит о нас. И это время пришло», -- говорит Щигел.
Россия признала свою ответственность за людей, волею судеб оказавшихся за ее пределами. В 2005 году в МИДе был создан департамент по работе с соотечественниками (ДРС), а министр Сергей Лавров ныне возглавляет правительственную комиссию того же назначения. Теперь каждый соотечественник за рубежом при желании может вернуться на родину. «Программа по переселению включает господдержку тому, у кого возникла такая необходимость», -- заметил «ВН» эксперт ДРС Владимир Гудев. Все больше средств выделяется на деятельность соотечественников за рубежом. В этом году эта сумма превысит 1 млрд руб. Пойдут эти деньги из содействующего изучению и распространению русского языка фонда «Русский мир» при президенте России, от администраций Москвы, Санкт-Петербурга, других городов.
Но как с пользой применить новые возможности? Соотечественники, даже живущие в одной стране, как правило, разрозненны. В Польше, например, есть несколько организаций, не всегда охотно сотрудничающих между собой и ревниво относящихся друг к другу. По этой причине местный Российский центр науки и культуры заметно активизировал координационную работу, а МИД России предложил создавать координационные советы. В Польше в такой совет входят три организации соотечественников из Варшавы, две из Белостока, по одной из Жешова и Ольштына. И еще община старообрядцев с корнями в Новгородской и Псковской землях. «Такие советы объединяют соотечественников, помогают нашей работе, росту уважения к ней в Польше», -- уверена Галина Щигел.
Валерий МАСТЕРОВ, Варшава