Сегодня в Екатеринбург съезжаются на свой очередной, на этот раз двухдневный саммит главы государств -- членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Пять президентов -- Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана -- хотя и порознь, но все прилетят из Москвы, где они вчера провели заседание Совета коллективной безопасности СНГ. Еще один лидер, председатель КНР Ху Цзиньтао, прибудет из Пекина. Сразу после саммита ШОС китайский лидер отправится с визитом в Москву.
Но главным именинником саммита станет иранский президент Махмуд Ахмадинежад. Он появится на Урале с мандатом на второй срок президентства, полученным им на выборах 12 июня. Но это ему не поможет добиться полноправного членства Ирана в клубе ШОС. Заявка Ирана на вступление и на этот раз, в Екатеринбурге, рассматриваться не будет. Иран наряду с Монголией, Индией и Пакистаном останется наблюдателем при организации. Как пояснили «Времени новостей» источники в оргкомитете саммита, мораторий на расширение ШОС, объявленный несколько лет назад, никто не отменял.
Тем не менее комиссия по выработке критериев для приема новых членов ШОС, созданная на саммите в Душанбе в 2008 году, продолжает свою деятельность. Уже состоялись три заседания и подготовлен первый вариант проекта положения об условиях расширения ШОС, который разослан во все шесть столиц организации. Но работа комиссии далека от завершения.
К примеру, нет общего понимания, что считать регионом ШОС. То ли это территория всех стран-членов от Сахалина и Южно-Китайского моря до Калининграда и Выборга. Или это пространство, к тому же еще и примыкающее к общим границам шестерки... Но в таком случае этим критериям не отвечает Иран, не граничащий ни с одним из государств ШОС. Как шутит один из членов комиссии, уж скорее в ряды «шанхайцев» могут вступить США, чем Иран. Америка ведь граничит с Россией по Берингову проливу.
К дискуссиям лидеров «шанхайской шестерки» будут привлечены руководители всех четырех стран-наблюдателей при ШОС. Эта отдельная встреча пройдет завтра. Еще одна особенность уральского саммита состоит в том, что параллельно в Екатеринбурге впервые пройдет встреча в формате БРИК -- лидеров Бразилии, России, Индии и Китая. Индийский политолог Нандан Унникришнан в интервью РИА Новости заметил: «Главное, чтобы они не принимали громких деклараций, а согласовали выполнимую программу-минимум, не перенасыщая повестку дня». Одним из ее пунктов, считает эксперт, могло бы стать увеличение веса этих стран в МВФ и Всемирном банке. «Пока мы еще только прощупываем друг друга», -- отметил Унникришнан.
В Екатеринбурге помимо множества двусторонних рандеву состоится и трехсторонняя встреча президентов России, Пакистана и Афганистана. Хамид Карзай традиционно является гостем саммита ШОС. Источники «ВН» в российском МИДе утверждают, что Дмитрий Медведев предложит коллегам обсудить выполнение плана действий, который был принят в марте на конференции по Афганистану в Москве. Конференция, напомним, проходила под эгидой ШОС. В Москве не слишком довольны тем, как выполняются обязательства, взятые Исламабадом и Кабулом при подписании этого плана.
Заметным событием обещает стать встреча Хамида Карзая с киргизским президентом Курманбеком Бакиевым. Афганский президент собирается попросить собеседника повременить с выпроваживанием американской военной базы Манас.
В Екатеринбурге состоится очередная ежегодная ротация председательства в ШОС, оно перейдет от России к Узбекистану. У некоторых членов организации это вызывает беспокойство. Оно связано с происшедшим за последний год серьезным осложнением отношений между Узбекистаном и его соседями и одновременно партнерами по ШОС Киргизией и Таджикистаном. Яблоком раздора стали противоречия между Ташкентом с одной стороны и Бишкеком и Душанбе -- с другой по водно-энергетической проблеме.
Свидетельством этому стала публикация на днях редакционной статьи в узбекской правительственной газете «Народное слово». Резкой критике в ней была подвергнута готовность Киргизии и Таджикистана построить Камбаратинскую и Рогунскую ГЭС «на стратегических реках Центральной Азии». По мнению Ташкента, это может привести к экологической катастрофе в регионе и трагическим последствиям для его жителей. В конце мая вдоль границы
между Киргизией и Узбекистаном с узбекской стороны началось рытье глубоких траншей и возведение высоких стен.
Пикантность ситуации придает то, что в Екатеринбурге генеральным секретарем ШОС благодаря очередной ротации в организации должен быть утвержден представитель Киргизии, который сменит на этом посту казахского дипломата Болата Нургалиева. По сведениям «ВН», новым генсеком станет бывший министр иностранных дел Муратбек Иманалиев. Это выпускник МГИМО, известный китаевед, много лет проработавший послом Киргизии в Пекине. Подобный баланс в руководящих органах ШОС позволит удержать Ташкент от возможного стремления использовать свое председательство для лоббирования собственных интересов.
Впрочем, попытки привлечь внимание «державных» членов ШОС -- России и Китая -- к чрезвычайно сложной водно-энергетической проблеме региона могут дать положительные результаты. Хотя до сих пор Пекин в отличие от Москвы дистанцировался от посредничества между своими младшими партнерами.
Итоговыми документами уральского саммита станут екатеринбургская декларация, коммюнике, конвенция против терроризма, а также положение о политико-дипломатическом реагировании на ситуации, угрожающие миру и безопасности в регионе. Никаких решений по военной составляющей деятельности ШОС к встрече не прорабатывалось. Очевидно, не до этого, ведь в мире нынче экономический кризис.