|
|
N°87, 20 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний окоп
Госдума боится того, что военная мощь НАТО сконцентрируется в Прибалтике
Российская Госдума приступила к строительству «последнего оборонительного рубежа» на пути расширяющегося на Восток НАТО. На заседании думского комитета по обороне были выработаны рекомендации, касающиеся дальнейшей судьбы основного международного документа, который регламентирует европейскую безопасность, -- Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Проведя консультации с представителями МИДа и Минобороны, комитет выступил с предложением отложить ратификацию «Соглашения об адаптации ДОВСЕ» на «вторую половину осенней сессии текущего года». Свое решение думцы объясняют тем, что возможное вступление в НАТО стран Прибалтики на запланированном на сентябрь Пражском саммите Альянса может принципиальным образом изменить существующий расклад сил на северо-западных рубежах России.
Законопроект о ратификации «Соглашения об адаптации ДОВСЕ» был внесен в Думу еще в феврале. Однако российский военно-политический бомонд был так увлечен бесконечными переговорами с США по поводу предстоящих на майском саммите договоренностей о ядерных вооружениях и противоракетной обороне, что почти не обратил внимания на это событие. Хотя в отличие от сугубо виртуальных ядерных договоренностей, положения Договора об обычных вооружениях самым непосредственным образом касаются ежедневной деятельности российской армии: будь то операция в Чечне, передислокация остающихся в Грузии, Приднестровье и Армении баз или воссоздание в ходе нынешнего этапа реформы наших сухопутных войск. Если с выполнением ракетно-ядерных договоренностей у Москвы в последние годы не возникало никаких проблем (американская финансовая помощь позволяла нам выполнять свои обязательства в рамках СНВ-1 и СНВ-2 по сокращению своих арсеналов даже с опережением сроков), то с ДОВСЕ ситуация была всегда куда сложнее. Практически на каждой международной встрече всегда находились желающие напомнить России о задержке с выполнением принятых на себя на Стамбульском саммите 1999 года обещаний о сокращении своего военного присутствия в Грузии, ликвидации баз в Приднестровье и т.д. и т.п. Дабы избежать в дальнейшем хотя бы части этих упреков, Кремль предложил Госдуме ратифицировать «Соглашение об адаптации ДОВСЕ». А комитет по обороне, в свою очередь, призвал президента не спешить. Чья точка зрения возобладает, пока что непонятно. Как неясно, впрочем, и то, кто в итоге от этого выиграет. Наш отказ от ратификации может быть интерпретирован Западом как очередное проявление упертости русских, пытающихся не мытьем так катаньем воспрепятствовать расширению НАТО. Столь же легко можно использовать против нас и быструю ратификацию соглашения (кстати, с 1999 года по сию пору эту процедуру выполнили лишь Украина и Белоруссия), утверждая на этом основании, что Москва отныне снимает все свои возражения по поводу НАТО.
В президентской пояснительной записке, поданной в Думу вместе с федеральным законом «О ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ», необходимость этого шага объясняется тем, что «ратификация РФ адаптированного договора несомненно произведет благоприятный «демонстрационный эффект», ускорит запуск ратификационных процедур в других государствах». Кроме того, «это даст нам дополнительный эффективный рычаг воздействия на те страны, которые связывают свое будущее с вступлением в Североатлантический альянс». Что характерно, выступая против немедленной ратификации, председатель думского комитета по обороне Андрей Николаев тоже ссылается на грядущее расширение НАТО, однако делает на этом основании прямо противоположные выводы. По мнению членов его комитета, прием в НАТО республик Прибалтики, не являющихся участницами ДОСВЕ, может создать крайне опасную ситуацию. Прямо на российских границах возникнет «серая зона», на которую не будут распространяться абсолютно никакие ограничения по количеству вооружений. Кстати, эту проблему были вынуждены признать в ходе консультаций на заседании комитета по обороне и официальные представители МИДа и Минобороны, хотя откомандированы они были в Думу явно с тем, чтобы убедить депутатов в необходимости скорейшей ратификации. Представитель международно-договорного управления Минобороны Николай Прошкин признался: «Прибалтика для нас сейчас очень важный вопрос, особенно в контексте второй волны расширения НАТО. Для нас это с оперативно-стратегической точки зрения важнейший регион. Если три прибалтийских государства войдут в НАТО, они должны быть в ДОВСЕ, иначе создается бесконтрольная «серая зона», куда де-юре может быть передислоцировано неограниченное количество обычных вооружений».
Юрий ГОЛОТЮК