|
|
N°87, 20 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Антикоррупционная декларация
Правые пугают российских чиновников
Дума всерьез взялась за воспитание чиновничества. Одобрив в пятницу с подачи правых фракций Кодекс поведения госслужащих в первом чтении, думцы ушли на выходные в полной уверенности, что заложили основу для борьбы с коррупцией. Кодекс не будет карать чиновников за уже совершенное должностное преступление: по замыслу авторов, он должен пресекать саму возможность совершения преступления. Если чиновника заметили в недопустимых с точки зрения кодекса действиях, ему грозит дисциплинарное взыскание. Самое же страшное наказание, предусмотренное проектом для проштрафившихся, -- увольнение.
Кодекс, обретя силу закона, должен «вытеснить неписаные правила» из жизни российского чиновничества. На это надеется один из авторов проекта Владимир Южаков (фракция СПС). К числу неписаных и «исторически сложившихся» г-н Южаков относит, в первую очередь, взяточничество, породившее круговую поруку в среде госслужащих.
Взятка, по его словам, это не только «конверт с деньгами» или дорогостоящие подарки. Способы наживы в ущерб государству или здоровой конкуренции в экономике, по его наблюдениям, могут быть «совсем незаметными». К примеру, госслужащий может посодействовать дружественной, но далеко не лучшей фирме, чтобы она получила выгодный госзаказ. Фирма не заплатит ему за содействие, но через несколько лет возьмет его на работу, предложив денежную должность.
Поэтому кодекс вводит новое для России понятие -- «конфликт интересов». Чиновнику не запрещено обзаводиться «дружественными» фирмами и иметь свои интересы в бизнесе. Но думцы хотят запретить ему принимать решения в тех случаях, когда вопрос касается той сферы, где у чиновника -- личный интерес. Поэтому каждый, кто приходит работать в госструктуры, должен не только писать заявление о приеме на работу, но и в письменной форме сообщать начальству о своих интересах. И как только возникает проблема, в которой личный интерес пересекается с государственным, чиновника нужно от ее решения отстранять.
Разрушить же круговую поруку, судя по одобренному проекту, должны сами чиновники с помощью собственного начальства, которому нужно сообщать не только о «конфликте интересов», но и о полученном подарке, если его стоимость превышает 300 рублей. Если чиновник сам ничего начальнику не сообщит, это за него обязаны сделать те сослуживцы, которым станет известно о допущенном нарушении норм кодекса. Некоторые депутаты высказали опасения, что круговую поруку в этом случае может сменить стукачество, с помощью которого недобросовестные чиновники начнут сводить счеты с добросовестными, добиваясь их увольнения. Но большинство думцев этот момент не смутил, и они кодекс одобрили, не слушая возражений правительственной и президентской стороны.
Полпред правительства Андрей Логинов пытался доказать, что обсуждаемый кодекс -- не закон, а всего лишь декларация, исполнения которой от чиновников требовать будет просто невозможно. Полпред президента Александр Котенков заявил, что кодекс не будет работать из-за юридической «непроработанности», и предложил депутатам не спешить с его принятием, так как в президентской администрации уже заканчивается разработка целого пакета антикоррупционных мер. Но думцы не захотели ждать президентского пакета и одобрили свой проект 269 голосами. «За» голосовали левые и правые фракции, а также часть центристов из фракции ОВР, групп «Народный депутат» и «Регионы России». Против был единственный депутат Олег Уткин из фракции «Единство». Большинство же «медведей» предпочло в голосовании не участвовать.
Виктор ХАМРАЕВ