|
|
N°101, 11 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Сырье и оружие у нас и так возьмут"
Отказ России от переговоров с ВТО оказался неожиданным даже для российских чиновников
Молчание, которое хранили вчера все заинтересованные стороны, показало, что заявления премьер-министра Владимира Путина о новом способе вступления во Всемирную торговую организацию, стали неожиданностью для всех. Как писала накануне газета «Время новостей», Владимир Путин объявил о том, что Россия прекращает переговоры с ВТО как отдельная страна и будет вступать в международный торговый клуб в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Реакцией на эти сенсационные заявления стала тишина. Видимо, никто пока в правительстве не понимает, как расценивать этот шаг.
Минэкономразвития, которое, несмотря на потерю в прошлом году в ходе очередной реорганизации кабинета министров слова «торговля» в названии, сохранило за собой полномочия по ведению переговорного процесса, от комментариев, как официальных, так и со ссылкой на источник, отказалось.
Решение России, Белоруссии и Казахстана о намерении присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) в качестве единой таможенной территории может отсрочить вступление России в организацию, цитирует в среду агентство Рейтер слова председателя рабочей группы по присоединению России к ВТО Стефана Йоханнессона. Также глава рабочей группы отметил, что Москва заранее не уведомила организацию о намерении присоединиться к ней в составе Таможенного союза. "Решение стало настоящим сюрпризом, из Москвы никаких данных не поступало. Это может отложить принятие РФ (в ВТО)", -- сказал г-н Йоханнессон. "Неясно, могут ли эти страны присоединиться (к ВТО) в составе Таможенного союза", -- добавил глава рабочей группы, который также является послом Исландии в ЕС. "Это очень сложный вопрос, который может иметь правовые последствия, способные отсрочить переговоры", -- сказал Стефан Йоханнессон.
Главные российские партнеры по переговорам -- Евросоюз и Соединенные Штаты, чьи представители всего несколькими днями раньше на Петербургском экономическом форуме говорили о больших успехах, достигнутых в переговорном процессе, -- пока не комментируют демарш России.
Ситуация действительно очень непростая. Прецедентов вступления в ВТО каких-либо союзов или объединений не существует. Конечно, Евросоюз можно считать своего рода таможенным союзом, но следует напомнить, что в ВТО все его члены вступали поодиночке. Непонятно даже, возможно ли такое коллективное присоединение технически. «На первый взгляд запретов вроде бы нет, -- осторожно предполагает директор Института торговой политики Александр Данильцев, -- но может возникнуть масса подводных камней».
При этом следует напомнить, что самого Таможенного союза также еще нет. Его создание запланировано на 1 января будущего года, и только после этого Россия намерена вернуться к переговорам. Один из экспертов даже предположил, что таким образом Россия пытается добиться немедленного принятия в ряды этой организации, но выразил сомнение в том, что такой способ окажется действенным. В торговом клубе все решается коллегиально, и довольно долго, полагает он. Однако пока официальное уведомление о выходе из переговорного процесса в Женеву направлено не было. Также глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина не объявляла пока о прекращении переговоров, очередной раунд которых запланирован на 15 и 16 июня.
А вот вопрос, зачем России объединяться с куда менее продвинутыми странами, поставил в тупик всех опрошенных экспертов. Следует напомнить, что хотя два других участника Таможенного союза, Белоруссия и Казахстан, формально подавали заявку на присоединение к ВТО, по сути, переговоров не вели и находятся в самой начальной стадии. Россия же, наоборот, активно вела переговоры, причем занималась этим на протяжении 15 лет. Нерешенными осталась буквально пара вопросов, связанных с господдержкой сельского хозяйства, применением санитарных и фитосанитарных норм. Кроме того, с США остался нерешенным вопрос о деятельности государственных торговых предприятий.
В связи с этим особенно важно понять, как будет решаться «зачет» вопросов, не связанных с деятельностью собственно Таможенного союза. Для России наиболее болезненными были вопросы по доступу на рынки услуг, особенно в банковский и страховой сектор, по энергетике (в первую очередь по газу) и по защите сельхозпроизводителей. Что будет с этими договоренностями, на которые было потрачено огромное количество времени и сил, совершенно непонятно.
По логике три страны должны вначале гармонизировать законодательство, но на это уйдут годы. Тем более, отмечает директор информационного бюро по присоединению к ВТО Алексей Портанский, «хотя и объявлено, что Таможенный союз начнет переговоры уже с 1 января 2010 года, однако по-настоящему они пойдут лишь тогда, когда документы о создании союза будут ратифицированы парламентами России, Казахстана и Белоруссии. Последнее, разумеется, требует решения всех неурегулированных по союзу вопросов. А их немало». Это даже если не вспоминать сейчас о том, что с одной из этих стран (Белоруссией) у России всегда очень непростые как политические, так и экономические отношения, а прямо сейчас развернулась очередная торговая война с запретом на ввоз в нашу страну белорусского молока.
Все опрошенные "Временем новостей" эксперты сходятся во мнении, что это решение российского правительства значительно отодвинет присоединение страны к ВТО. «За право что-то изменить придется что-то заплатить. И теперь мы становимся очень зависимыми от наших партнеров по переговорам», -- полагает г-н Данильцев. «Сама ВТО не стоит на месте -- через год-два, вероятно, завершатся переговоры Дохийского раунда, произойдет новая либерализация мировой торговли. И нам при присоединении вполне логично предъявят обновленные требования ВТО, что и сделает задачу присоединения более трудной», -- согласен с ним г-н Портанский.
Впрочем, полагает главный экономист инвестиционного банка «Траст» Евгений Надоршин, в нынешних условиях "нечленство" в ВТО не является для России критическим. «Сырье и оружие у нас и так возьмут, а ждать какого-то технологического прорыва и изготовления большого количества инновационной продукции в ближайшие годы не приходится», -- сказал он "Времени новостей".
Вера СИТНИНА