|
|
N°87, 20 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Один воин в нефтяном поле
Россия начала свою игру на мировых рынках
Россия в одностороннем порядке вышла из неформального межгосударственного соглашения о совместных действиях на рынке нефти. Правительство в пятницу сняло все ограничения на экспорт нефти, введенные с 1 января по просьбе Организации стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) и независимых производителей -- Норвегии, Мексики, Омана и Анголы.
Правительственные чиновники не раз заявляли, что на очередной встрече Михаила Касьянова с руководителями крупнейших нефтяных компаний страны будут обсуждаться перспективы российского экспорта нефти в третьем квартале. Ранее Россия обещала сохранить действие ограничений в течение всего второго квартала 2002 года, то есть до 1 июля. Однако на встрече было решено возобновить нормальный режим экспорта немедленно, уже в мае. «Настала пора постепенного снятия ограничений на экспорт нефти», -- заявил по итогам встречи премьер-министр.
Этот неожиданный ход объясняется, во-первых, стабилизацией мировых цен на уровне выше 25 долл. за баррель, а во-вторых, прибытием на этой неделе в Россию с государственным визитом президента США Джорджа Буша. США очень недовольны высокими ценами на нефть, которые мешают восстановлению темпов роста национальной экономики, и для них любые действия экспортеров нефти, нацеленные на снижение цены, являются благом. Увеличив поставки нефти, Россия сможет вернуть цены на нефть в коридор 20--25 долларов за баррель, который Михаил Касьянов назвал наиболее приемлемым для экспортеров и импортеров нефти.
«ОПЕК -- слишком жадная организация, -- считает глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, еще в апреле предсказывавший отмену всех ограничений Россией уже в мае. -- Избранный картелем коридор 22--28 долл. за баррель устанавливает слишком высокую планку, которая нервирует импортеров и стимулирует страны-экспортеры вкладывать деньги в дорогостоящие проекты, которые окупаются при высоких ценах. В результате нефти становится слишком много, и цены резко обваливаются». По словам источника газеты «Время новостей» в правительстве, нефтяные компании пришли на встречу с Касьяновым с согласованной позицией -- отменить ограничения немедленно.
Действия России не вызвали пока резкого падения цен на нефть. На Лондонской бирже цены сначала упали более чем на 50 центов, до 25,76 долл. за баррель, но к концу 17 мая поднялись до 26,36, что лишь на 2 цента меньше цены 16 мая. Опасения эскалации конфликтов в Азии заставляют трейдеров переплачивать за нефть, которая может в любой момент стать еще дороже.
Страны ОПЕК заявили, что не будут реагировать на действия России. Решение о снятии или продлении ограничений странами картеля на третий квартал, как и планировалось ранее, будет принято в конце июня. Норвегия также заявила в пятницу, что пересмотрит свою экспортную политику лишь с 1 июля и, скорее всего, примет решение об отмене действующих квот. ОПЕК надеется, что Россия примет участие в неформальной встрече стран ОПЕК и независимых производителей нефти в Вене 20--21 июня. «Мы будем настаивать на продолжении сотрудничества России с ОПЕК», -- заявил представитель картеля агентству Интерфакс.
Однако Россия уже начала свою игру на рынке нефти. Михаил Касьянов заявил, что экспорт будет возрастать постепенно с учетом мировой конъюнктуры. С 1 января поставки в дальнее и ближнее зарубежье были сокращены на 150 тыс. баррелей в сутки, и именно эти объемы правительство собирается теперь распределить между компаниями дополнительно к утвержденному ранее графику. Однако увеличение может оказаться и более существенным. Конкретные цифры определит правительственная комиссия во главе с вице-премьером Виктором Христенко на своем заседании 24 мая.
Сильно влиять на мировую конъюнктуру Россия пока не может. В отличие от Саудовской Аравии мы по техническим причинам не в состоянии с легкостью увеличивать или уменьшать объемы экспорта на сотни тысяч баррелей в сутки. Тем не менее ожидать резкого роста российских поставок логично: добыча нефти в стране растет не по дням, а по часам. Минэнерго уже пришлось откорректировать свой прогноз добычи с 352 млн т в 2002 году до 360--365 млн т. «Не исключено, что добыча составит 370 млн т», -- говорит замминистра Иван Матлашов (в прошлом году компании добыли 348 млн т).
Минэнерго очень обеспокоено тем, что снятие ограничений и рост поставок нефти за рубеж приведет к увеличению цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Дешевое дизельное топливо для сельского хозяйства министерство пытается обеспечить путем увеличения экспортных пошлин с 25 евро до 35 евро. Эта идея сейчас обсуждается в правительстве. Нефтяные компании на встрече с Михаилом Касьяновым пытались обезопасить себя от подобных сюрпризов и предлагали закрепить порядок установления пошлин на нефтепродукты федеральным законом, однако премьер высказался за сохранение свободы действий правительства в этом вопросе.
Правительство подталкивает нефтяные компании к созданию нефтяной биржи. «Компании готовятся к созданию биржи, на которой в будущем можно будет продавать до 25% добываемой нефти», -- заявил в субботу журналистам Михаил Касьянов. По его словам, цена нефти, установленная на бирже, позволит региональных и федеральным властям более эффективно рассчитывать размер налогов. Между тем нефтяные компании, опрошенные газетой «Время новостей», к идее правительства отнеслись более чем скептически. «Мы эту идею постепенно проталкиваем, а компании созревают», -- заявил нашей газете высокопоставленный источник в правительстве. Главным идеологом нефтяной биржи выступает Министерство по антимонопольной политике (МАП), которое еще в 1999 году обещало обязать компании продавать до 25% нефти через биржу, однако компании успешно провалили этот проект. Для нормального функционирования биржи России не хватает ни покупателей, ни продавцов, так как более 90% нефти в стране добывают крупные нефтяные холдинги, перерабатывающие нефть на своих собственных заводах. «Для нас нефть -- это не биржевой товар, а сено, из которого потом коровы делают конечный продукт -- молоко», -- говорит вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. МАП пока не может придумать механизм, стимулирующий компании совершать внутрикорпоративные сделки через биржу.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ