|
|
N°87, 20 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воздушная пробка
Тысячи пассажиров провели выходные в аэропортах
Сбой в компьютерной системе центра контроля за авиаполетами в Сванвике (графство Гемпшир), контролирующего большую часть воздушного пространства над Англией и Уэльсом, привел в пятницу к хаосу в аэропортах Великобритании. Тысячи пассажиров скопились в ожидании вылетов. Авиакомпания British Airways была вынуждена отменить 87 рейсов, среди них несколько -- в Москву. За пять часов компьютерная система была приведена в порядок, но весь уикенд британские аэропорты, прежде всего Гэтвик и Хитроу, всеми силами пытались отправить задержавшиеся рейсы. Ситуацию осложнили одновременно возникшие проблемы в деятельности диспетчерской службы в Брюсселе.
Неполадки в Сванвике начались в половине седьмого утра в пятницу после проведения рутинного ежемесячного обновления компьютерной системы. Процедура была отложена на сутки из-за состоявшегося в Шотландии финального матча на Кубок европейских чемпионов, приведшего к значительной перегрузке национального воздушного пространства. После обновления системы внезапно выяснилось, что почти половина из 20 терминалов оказалась неработоспособной. В результате диспетчеры были вынуждены вдвое сократить количество самолетов, находящихся в воздушном пространстве страны. Тем не менее, по словам исполнительного директора Национальной службы воздушных перевозок (NATS) Ричарда Эверитта, «безопасность полетов затронута не была».
Это уже третий за последние два месяца сбой в деятельности диспетчерской службы Великобритании. В апреле сотни рейсов были задержаны на несколько часов из-за неполадок в компьютерной системе диспетчерского центра Вест Дрейтон неподалеку от аэропорта Хитроу. Подобный случай произошел до этого и в марте. А ведь именно для обеспечения бесперебойной деятельности диспетчерской службы был открыт в январе нынешнего года новый специализированный центр контроля над полетами в Сванвике, ставший одним из крупнейших в мире. Необходимость его создания стала очевидной в начале 90-х годов, к тому времени количество авиаполетов в воздушном пространстве Великобритании удваивалось каждые 15 лет. Для создания новейшей компьютерной сети и разработки оригинального программного обеспечения была выбрана компания IBM. Впоследствии IBM перепродала проект компании Loral, та в свою очередь уступила его Lockheed Martin. Созданная система рассчитана на бесперебойную деятельность в течение 20 лет.
Расходы на строительство флагмана британской диспетчерской службы вдвое превысили первоначальную смету и составили 623 млн фунтов. К тому же Свансвик вступил в строй с шестилетним опозданием. В прошлом году правительство Великобритании, несмотря на протесты оппозиции, решило частично приватизировать службу контроля над воздушными сообщениями. Сегодня 46% акций NATS принадлежит группе из семи британских авиакомпаний, среди них British Airways и Virgin Atlantic. Система диспетчерской службы Великобритании обслуживает 2 млн авиаполетов ежегодно и располагает четырьмя центрами в Сванвике, Вест Дрейтоне, Манчестере и Прествике (Шотландия).
Андрей ЗЛОБИН