|
|
N°101, 11 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Игра на пепелище
Реконструкцию знаменитого театра «Около дома Станиславского» решили отложить надолго
В 2004 году в московском театре «Около дома Станиславского», одной из лучших творческих лабораторий театральной России, случился пожар, полностью уничтоживший основную сцену (см. «Время новостей» от 19 ноября, 3 декабря 2004 года). Власти предложили руководству театра в ожидании реконструкции играть на арендуемых площадках. Но театр «Около» на другие не похожий. Сцена его небольшая, «не театральная», камерный и тоже не очень похожий на театральный зал идеально подходил для спектаклей основателя театра Юрия Погребничко. Ведь «Около» -- театр-дом в самом традиционном смысле, а еще школа и лаборатория. Сказав спасибо всем, кто готов был гостеприимно принять погорельцев, в «Около» решили на время реконструкции и ремонта переехать в небольшой репетиционный зал, расположенный в глубине двора в бывшем каретном сарае К.С. Станиславского. Крошечное зеркало сцены, 60 мест для зрителей, отсутствие запасного выхода и «походный туалет». Как договорились с пожарными, один бог знает. Зальчик назвали La Stalla и стали обживать, ставя новые и сокращая для этой крошечной сцены старые спектакли. В театре «Около» привыкли работать.
Московские власти, не торопясь, все-таки занимались судьбой театра, в России живущего тихо и несуетно, но за границей известного не меньше, чем, например, «Мастерская Петра Фоменко». 4 сентября 2007 года вышло постановление правительства Москвы «О разработке предпроектной и градостроительной документации для последующего выполнения строительных работ на территории комплекса зданий ГУК г. Москвы «Московский театр «Около дома Станиславского». 1 апреля 2008 года департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы по итогам проведенного конкурса заключен государственный контракт с ООО «Агентство Юнита» на осуществление функции заказчика. Надо сказать, что руководство театра обращалось в крупные компании, известные на столичном рынке строительства объектов культуры, с просьбой принять участие в конкурсе. Но все они отказались, сославшись на то, что театр «Около» не их масштаб. Недорогое удовольствие.
«Агентство Юнита» подготовило предпроектную документацию, провело необходимые согласования. Но тут как раз наступила осень 2008 года, а с нею -- кризис. Все как-то замедлилось и как будто остановилось. Руководство театра успокаивали, что строительство откладывается по объективным обстоятельствам, но никак не отменяется. А на днях художественный руководитель театра (лауреат Государственной премии, лауреат премии Москвы, народный артист России) Юрий Погребничко получил письмо за подписью первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Юрия Росляка, в котором сообщается, что принято решение о расторжении государственного контракта с ООО «Агентство Юнита», которому, кстати, так и не оплатили выполненные работы. Также в этом письме написано, что будет готовиться новый распорядительный документ правительства Москвы о проектировании и реконструкции данного объекта культуры за счет средств адресной инвестиционной программы города Москвы 2011 и последующих годов.
Это означает отказ от восстановления театра. Об этом почему-то вслух еще никто не сказал, но в процессе сокращения столичного бюджета в настоящий момент финансирование московских театров уже свелось к оплате коммунальных платежей и выплате зарплат. И не играть сегодня спектакли в таком зале, как La Stalla, дешевле, чем их играть. Не играть -- решение вынужденное: в театре «Около» теперь будут только репетировать, а показывать спектакли -- на выезде. Во Франции, например: мэр Парижа недавно пригласил театр на гастроли. Знакомая история, когда за границей мы нужнее, чем в Москве.
В октябре этого года худруку театра Юрию Погребничко исполняется 70 лет. Правда, на пенсию он пока не собирается, наоборот, репетирует спектакль по мотивам романа Александра Дюма «Три мушкетера». Новый спектакль, в котором режиссер кроме «стариков» занял молодых артистов -- выпускников своего курса в Щукинском училище, ставится по мотивам предыдущих «Трех мушкетеров», шедших в театре до пожара, и не зря называется «Десять лет спустя». Этот спектакль -- о юности, об идеалах, о дружбе и любви и о том, что девиз мушкетеров «Один за всех и все за одного» зачастую совсем не слышен в сегодняшней жизни.
Отдел культуры