Время новостей
     N°101, 11 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2009
Авангард не ко двору
Шестой фестиваль «Усадьба. Джаз» в Архангельском
В прошлые выходные в подмосковном Архангельском прошел традиционный фестиваль «Усадьба. Джаз». Grand Prix достался московскому студенческому оркестру SymFusion, сыгравшему довольно эклектичную программу (при этом доминировала стилистика Чика Кориа, что особенно было заметно по партии пианиста). Вторая премия не присуждалась. Хотя, казалось бы, артистичный московский вокалист Марк Юсим, хорошо исполнявший соул и фанк-джаз, -- достойный кандидат. На следующий день он выступал на площадке «Партер»; к тому же жюри наградило его возможностью бесплатной записи компакт-диска в студии. Третья премия и выступление на площадке «Аристократ» у группы Fan C из Самары. Саксофонист Тимофей Хазанов получил приз зрительских симпатий. Не все, что звучало на конкурсе, было связано с джазовой спецификой, пусть даже отдаленно. Например, Free-Spoken Band из Екатеринбурга играл прогрессивный металлический рок. Впрочем, выход за пределы джазового мейнстрима (и, похоже, джаза вообще) организаторами приветствуется.

Заключительный (и поучительный для участников конкурса) сет сыграл афроамериканский хедлайнер Брэнфорд Марсалис, периодически меняя саксофоны -- сопрано, альт, тенор. Брэнфорд известен не только как представитель джазового мейнстрима, но и как исполнитель классических опусов. И, судя по нынешнему выступлению, в его творчестве наметился некий синтез этих разнородных сфер. Очень неожиданно, например, прозвучал джазовый траурный марш. А завершился сет джазовым стандартом -- Rhythm-A-Ning Телониуса Монка.

В этом году организаторы фестиваля решили не рисковать: в программе ни одного коллектива авангардного джаза. Ведь многие приезжают в Архангельское не столько музыку послушать, сколько расслабиться и отвлечься от проблем. Это касается даже площадки «Аристократ», где звучит джаз, требующий большей концентрации внимания, чем, скажем, на площадках «Партер» и тем более «Лаунж».

Пожалуй, самым интеллектуальным проектом второго дня можно считать программу «Каданса Миллениум» одного из патриархов российского джаза Германа Лукьянова («Каданс» в расшифровке -- камерный джаз-ансамбль). Лукьянов -- ренессансная личность, ему подвластно все: и композиция, и исполнительство на принципиально разных духовых инструментах, и их конструирование, и даже поэзия и живопись. Он один из немногих джазовых композиторов в полном смысле слова, так что не случайно его программу составляли исключительно авторские композиции: «Ночью на берегу», «Расставание перед рассветом», «Переход на летнее время», «Арлекин», «Игра с тенью»... Звучанию «Каданса» свойственны «остроугольные» гармонии и сложные фактуры, мощные, жесткие, несколько тяжеловесные и вместе с тем поразительно мобильные духовые.

Пианист Иван Фармаковский в проекте Next to the Shadow («Вслед за тенью») с барабанщиком из США Дональдом Эдвардсом представили новый альбом. Существует множество подобных российско-американских альянсов, где универсальным межнациональным языком музыкантов становится современный американский джазовый мейнстрим: ведь большинство российских джазменов ориентируются именно на американскую модель. Вот и музыка Фармаковского в своей основе принадлежит американской культуре, ее корни -- по ту сторону Атлантики.

В тот же день на площадке «Аристократ» можно было услышать еще один российско-американский альянс -- проект саксофониста Олега Киреева с афроамериканским вокалистом Николасом Бирдом. И на площадке «Партер» звучала не менее интересная программа, где в качестве хедлайнера выступали шведский тромбонист Нильс Ландгрен и группа Funk Unit (это качественный европейский фанк с «фирменным знаком» коллектива -- красным тромбоном). Всего около сорока российских и зарубежных коллективов играло на четырех площадках одновременно.

Ирина СЕВЕРИНА
//  читайте тему  //  Музыка