Время новостей
     N°86, 17 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.05.2002
Министру обороны дали оружие
Для китайцев у Сергея Иванова будет теперь «второе лицо»
В среду в Москве состоялись переговоры между министром обороны России Сергеем Ивановым и его китайским коллегой генерал-полковником Чи Хаотянем. Содержательная часть консультаций по традиции проходила за плотно закрытыми дверями: Москва и Пекин всегда свято блюдут секретность своих контактов в военной области. Однако даже обычная «протокольная пятиминутка», в течение которой министры перед объективами телекамер старательно улыбались, пожимали друг другу руки и обменивались заученными приветствиями, преподнесла сенсацию. Когда генерал Хаотянь пригласил г-на Иванова посетить Китай, российский министр не только ответил согласием, но и уточнил, что этот визит он совершит в новом качестве. Как пояснил Сергей Иванов, он отправится в Китай уже «в двух лицах -- как министр обороны и как председатель российской части смешанной двусторонней комиссии по военно-техническому сотрудничеству». Китайский генерал воспринял эту новость с чисто восточной невозмутимостью, ограничившись поздравлением своего коллеги с новой должностью. Зато в среде российских экспортеров вооружения сюрприз произвел эффект разорвавшейся бомбы. Нынешнее назначение Сергея Иванова не имеет прецедентов в отечественной истории торговли оружием: министр обороны никогда прежде не назначался на подобную должность.

В российской системе военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными странами председателям межправкомиссий отводится, по сути, ключевая роль при заключении конкретных контрактов на поставку иностранцам нашего оружия. Регулярно обновляемые правительством списки председателей (как правило, в их число входили только министры кабинета или их первые замы) всегда служили безошибочным индикатором политического веса того или иного чиновника в российском руководстве. По количеству и качеству закрепленных за каждым из них стран можно было сразу же понять, кто сейчас в фаворе, а на кого ставку лучше пока не делать. Скажем, последняя такая «роспись» закрепляла за Германом Грефом Германию, США и Финляндию -- страны далеко не последние в наших внешнеполитических контактах, и всем было ясно, что и сам г-н Греф -- человек солидный и надежный. А к примеру, за главой Минфедерации Александром Блохиным значились только Гвинея и Латвия, и где он теперь, тот г-н Блохин? Поскольку зарубежных стран в мире всегда было больше, чем доверенных лиц в российском кабинете, каждому из председателей доставалось, как правило, сразу несколько направлений. До последнего времени абсолютный рекорд принадлежал Илье Клебанову, в активе которого фигурировали сразу две Кореи, Алжир, Ангола, Грузия, Индия, Китай, Узбекистан и Франция. Даже беглый взгляд на этот список убеждал в том, что всесильный «оборонный» вице-премьер контролировал по меньшей мере процентов восемьдесят всех поставок за рубеж нашего оружия. Ведь если не брать в расчет достаточно случайные в этом списке Грузию и Узбекистан, то все остальные страны (в первую очередь Индия и Китай) как раз и являются основными покупателями продукции нашего ВПК. Однако если вице-премьер забывает о соблюдении техники чиновничьей безопасности, даже всевластию может прийти конец. В январе нынешнего года г-н Клебанов чуть было не похоронил крупнейший контракт с Китаем на общую сумму около полутора миллиардов долларов. В последний момент вице-премьер попытался сменить исполнителя заказа на строительство для китайского флота двух эсминцев проекта 956-ЭМ. Но вместо этого добился лишь смены председателя межправкомиссии по ВТС с Пекином.

Тем не менее никто из «генералов» российской оборонки не мог предположить столь радикального шага, каким является назначение на эту должность министра обороны Сергея Иванова. По сложившейся в России практике главу военного ведомства никогда не включали в список председателей межправкомиссий. И причин тому было несколько. Во-первых, руководитель Минобороны в России всегда отвечал не за военно-техническое, а за военное сотрудничество с зарубежными странами. Эти два направления международной деятельности достаточно сильно разнятся. Военное сотрудничество -- это контакты военных с армиями дружественных нам стран. А ВТС -- это экспорт оружия и «военных услуг», который еще с советских времен был возложен у нас не на военное ведомство, а на внешнеэкономические структуры государства. Во-вторых, у Кремля уже имелся печальный опыт активного участия Минобороны в ВТС. На заре своего руководства военным ведомством Павлу Грачеву удалось добиться от Бориса Ельцина разрешения заняться торговлей оружием: в 1992 году при Минобороны была создана компания «Воентех», которая за свою недолгую работу умудрилась наломать столько дров, что разобраться с этим до сих пор не удалось ни одному из проверяющих. И наконец, в-третьих, Минобороны по российскому законодательству является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет непосредственно президент. А министров прямого подчинения на подобные должности старались не назначать, поскольку премьер в этом случае попросту лишается контроля за работой председателя межправкомиссии на этом посту. Она становится подконтрольна только президенту. Похоже, что в нынешнем случае своему новому назначению г-н Иванов обязан именно последнему обстоятельству. Еще в ходе скандала с попыткой перераспределения китайского заказа на эсминцы информированные источники газеты «Время новостей» указывали на то, что даже вице-премьерских полномочий Клебанова для такого решения явно недостаточно. Вывод китайского направления ВТС из-под контроля премьера, судя по всему, подтверждает, что аналогичные сомнения появились и у Кремля.

Юрий ГОЛОТЮК