|
|
N°101, 11 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Профицит эпохи дефицита
Россия сохраняет положительное сальдо во внешней торговле
Федеральная таможенная служба обнародовала данные по импорту из стран дальнего зарубежья за январь--май текущего года: поставки зарубежной продукции в Россию сократились на 41,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это неудивительно: производство внутри страны падает, доходы государства, экономических агентов и простых граждан сокращаются, поступления от экспорта также снизились -- нам стало просто не на что покупать. Есть и относительно положительный момент: экспорт сжимается сильнее, чем импорт, что позволяет России сохранять положительный внешнеторговый баланс на фоне стремительно растущего дефицита бюджета: за январь--май он превысил 510 млн руб., достигнув 3,6% ВВП.
Согласно предварительным данным таможенной статистики, импорт в РФ товаров из стран дальнего зарубежья за январь--май 2009 года составил 51,04 млрд долл., что на 41,5% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Только в мае стоимостный объем импорта достиг 10,25 млрд долл. и по сравнению с маем 2008 года сократился на 46,9%, а по сравнению с апрелем-2009 -- на 9,5%. В ФТС снижение показателей по отношению к предыдущему месяцу объясняют прозаически: в мае было на три рабочих дня меньше, чем в апреле. Падение по отношению к предыдущему году в разъяснениях не нуждается: кризис.
Падают объемы закупок по всем статьям импорта: машиностроительной продукции на 60,8% («наземный транспорт» стали покупать в четыре раза меньше), химической -- на 26% (сюда входят косметические средства, парфюмерия), текстильных изделий и обуви -- на 22,7%, продовольственных товаров -- на 12,8% (исключение -- сахар, тут зафиксирован рост в 1,9 раза). Увеличился импорт и фармацевтической продукции -- плюс 5,4%. Это объясняется тем, что отказаться от лекарств или заменить их на российские просто невозможно, а потому поставки лекарств продолжаются в практически неизменных объемах, но дорожают в денежном выражении в связи с девальвацией рубля.
Итоги по динамике объемов экспорта за май еще не подведены, но ФТС приводит развернутую статистику внешнеторгового оборота за январь--апрель 2009 года. В целом внешнеторговый оборот России (с учетом данных о торговле с Белоруссией) составил 124,3 млрд долл. и по сравнению с январем--апрелем пошлого года сократился на 45,3%. Сальдо внешнеторгового баланса оказалось положительным и составило 31,3 млрд долл. , что на 38,8 млрд долл. меньше, чем в 2008 году. При этом продали мы товаров на 77,8 млрд долл., что меньше аналогичного прошлогоднего показателя на 47,7%, а закупили на 46,5 млрд, падение по сравнению с 2008 годом на 40,9%.
Вполне логично, что российский экспорт сжимается быстрее, чем импорт. Дело в том, что основу российского экспорта составляют топливно-энергетические товары, основным потребителем которых является промышленность, а из-за мирового кризиса темпы экономического роста в мире серьезно замедлились: ожидается, что в целом мировой ВВП впервые после второй мировой войны уйдет в минус. Соответственно падает и потребление промышленных товаров, которые к тому еще и дешевеют из-за снижающегося спроса. А покупаем мы большей частью именно «потребиловку», люди реагируют на кризис медленнее предприятий, отказаться от привычного уровня потребления сложно, сделать непростой выбор в сторону экономии нам скорее помог не кризис, а девальвация рубля. Сейчас, безусловно, уже начал сказываться и эффект падения реальных доходов населения.
Стоимостный объем экспорта российских топливно-энергетических товаров в страны дальнего зарубежья сократился на 51,9%. Впрочем, отдельные статьи экспорта даже прибавили по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, но только в физическом выражении: выросли объемы экспорта каменного угля -- на 8,2%, электроэнергии -- на 18,6%. Зато физический объем экспорта российского природного газа снизился на 56,7%, поставки сырой нефти остались на уровне января--апреля прошлого года.
Выросла доля продовольственных товаров в общем объеме экспорта: с 0,7% по итогам апреля прошлого года до 3% в этом году. Но это вряд ли можно считать успешной переориентацией с вывоза сырья на экспорт товаров с высокой добавочной стоимостью. К сожалению, наш продовольственный экспорт -- это в основном продажа зерна.
Что касается импорта, ввоз товаров из стран дальнего зарубежья в январе--апреле сократился на 39,5%, таким образом, в мае темпы падения ускорились. При этом более быстрыми темпами сокращается импорт дорогостоящей продукции, в связи с чем доля продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре выросла на 4,5% -- до 17,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но стоимостный объем ввоза продовольственных товаров сократился на 18,6%, при этом физические объемы закупок свежего и мороженого мяса уменьшились на 34,1%, мяса птицы -- на 36,1%, свежемороженой рыбы -- на 4,6%, сыров и творога -- на 19,5%, чая -- на 20,1%.
Юлия МИРОНОВА