|
|
N°100, 10 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скорость смерти
Air France торопится с заменой датчиков на аэробусах
На девятый день катастрофы над Атлантикой самолета А330 авиакомпании Air France бразильские спасатели обнаружили и извлекли из воды обломок хвостовой части авиалайнера. Это произошло в 640 км северо-восточнее архипелага Фернанду-ди-Норонья и в 70 км от того места, где аэробус послал последний электронный сигнал о неисправности на борту. В поисковой операции участвуют пять кораблей ВМС Бразилии, французский фрегат и 14 самолетов (два французских и 12 бразильских), и уже сегодня к ним присоединится французская атомная подводная лодка Emeraude.
Бразильские военные обнародовали фотографии и видеозаписи, на которых видно, как водолазы достают из воды крупный фрагмент хвостового стабилизатора, раскрашенного в фирменные цвета Air France. На кадрах отчетливо видно, что деталь самолета не сильно деформирована и не обожжена пламенем. Это дает основание некоторым экспертам утверждать, что пожара в воздухе не было и аэробус скорее всего развалился до столкновения с водой. Находка может существенно облегчить задачу поиска "черных ящиков", поскольку бортовые самописцы находились именно в задней части лайнера. Министр обороны Бразилии Нельсон Жобим предупредил, что отыскать бортовые самописцы самолета будет крайне непросто из-за глубины океана и гористого рельефа дна. В свою очередь президент страны Луис Инасиу Лула да Силва заявил, что его страна сделает все возможное для помощи в обнаружении тел погибших. Хотя времени на поиски остается всего три недели -- "черные ящики" запрограммированы на то, чтобы посылать сигналы в течение всего 30 дней с момента катастрофы.
Спасателям же приходится буквально каждый день извлекать из воды останки пассажиров. К вечеру вчерашнего дня было найдено 24 тела, восемь из которых уже идентифицированы. Удалось также извлечь фрагменты крыла самолета, части конструкции, кресла, жидкокристаллические экраны, кислородные маски, личные вещи пассажиров. Оказать техническую помощь в опознании обнаруженных тел пообещал вчера Интерпол. "Принимая во внимание то, что жертвы этой трагедии были гражданами различных государств, сотрудничество международных структур исключительно важно для быстрого и достоверного опознания", -- заявил глава Международной организации уголовной полиции Рональд Ноубл.
Эксперты и опытные пилоты продолжают анализировать причину катастрофы: в качестве версии называют и столкновение лайнера с небольшим самолетом военного типа, используемым наркоторговцами, не отрицается полностью и возможность теракта, хотя ни одна террористическая организация не взяла на себя ответственность за катастрофу. Впрочем, например, в своей ответственности за унесшую жизни 270 человек трагедию в небе над шотландским городом Локерби в 1988 году Ливия призналась только 15 лет спустя, так что ни одна из версий пока не может быть отброшена.
Французское агентство по расследованию катастроф (ВЕА) объявило вчера, что одна из основных версий -- обледенение приемников воздушного давления (так называемые трубки Пито). Этот прибор измеряет скорость воздушного потока, и его отказ может ввести неверные данные в бортовые компьютеры. Одним из последствий отказа этого оборудования может быть ошибка в определении скорости самолета. По словам министра транспорта Франции Доминика Бюссро, если скорость слишком мала, это может привести к остановке двигателей, а если слишком высока -- вызвать разрушение корпуса.
Air France объявила сразу после катастрофы об "ускорении программы замены приборов для измерения скорости" на аэробусах модели А330 и А340. Эта программа была начата в апреле этого года и, по словам представителей авиакомпании, "не связана с инцидентом борта AF 447 на маршруте Рио--Париж". Но по другим данным, поторопиться с заменой приборов заставил профсоюз, объединяющий пилотов Air France, который призвал летный состав "отказаться от полетов на А330-340 по крайней мере до доработки двух трубок Пито". Air France во вторник заявила, что заменит датчики скорости на всех Airbus A330 и A340 в течение одного дня, «даже если это приведет к задержкам». Кроме того, чтобы избежать ненужных ассоциаций, с воскресенья изменен порядковый номер рейса Air France из Рио-де-Жанейро в Париж -- с 447 на 445.
Производители самолетов по понятным причинам основную версию не поддерживают. Аэробус А330 считается "чрезвычайно надежным" самолетом, высказал вчера свое мнение коммерческий директор европейского концерна "Эрбас" Джон Лихи. Пока еще слишком рано делать выводы относительно причин исчезновения над Атлантикой AF 447, заявил он в Куала-Лумпуре на ежегодном конгрессе Международной ассоциации воздушного транспорта. В настоящее время в различных странах работает 600 аэробусов А330, а это целая воздушная армада, и снятие одновременно всех воздушных судов такого типа с полетов приведет к коллапсу индустрии авиаперевозок.
Екатерина КОЛОНИЦКАЯ, Александр ЛИБЕРМАН