|
|
N°100, 10 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Porsche в поисках инвестора
Автоконцерн ведет переговоры о продаже блокпакета катарскому инвестфонду
После застопорившегося объединения с Volkswagen германский концерн Porsche начал поиски инвестора. Вчера газета Financial Times со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, сообщила, что Porsche ведет переговоры о продаже 25% акций своей холдинговой компании (Porsche Automobil Holding) государственному инвестфонду Катара Qatar Investment Authority (QIA). Такой шаг, как ожидается, позволит компании справиться с финансовыми проблемами и значительно улучшить позицию Porsche в переговорах о слиянии с Volkswagen. По словам источника, переговоры находятся в продвинутой стадии и QIA уже изучает бухгалтерскую отчетность Porsche. Ожидается, что компании могут объявить о сделке в ближайшие недели. Детали сделки, в том числе и сумма, которую готовы заплатить катарцы, пока неизвестны. Исходя из капитализации Porsche в 8,2 млрд евро, 25% акций стоят порядка 2 млрд евро.
Porsche наращивал свою долю в VW на протяжении последних трех с половиной лет. В январе Porsche с помощью опционов собрал 51% акций VW, но сообщал о планах увеличения пакета до 75%. Реализовать эту идею не позволил глобальный кризис. Потратив на скупку акций VW порядка 23 млрд долл., Porsche заработал головную боль в виде долга в размере 9 млрд долл., а уж увеличение доли вообще стало несбыточной мечтой.
Впрочем, луч надежды промелькнул в начале мая. Тогда стало известно, что представители семей Порше и Пьех (семьи являются потомками основателя VW Фердинанда Порше, глава VW Фердинанд Пьех одновременно крупнейший акционер Porsche) договорились провести слияние двух компаний и создать на их базе интегрированную группу, выпускающую автомобили под десятью различными торговыми марками. При этом уточнялось, что в процессе объединения должна быть обеспечена независимость всех брендов, и в особенности Porsche. Подобную сделку в Германии тогда назвали «разумной», однако процесс слияния все же был отложен -- стороны пока не смогли договориться о структуре руководства, а Фердинанд Пьех призвал Porsche сначала решить свои финансовые вопросы.
Вопрос поиска инвестора тогда был поднят впервые. Теперь же считается, что его привлечение может укрепить позиции Porsche на переговорах с VW. Но есть и другая сторона медали -- семьи владельцев компании давно договорились о запрете продажи акций сторонним инвесторам. Так, еще в 1980-е годы один из представителей семьи Пьех попытался продать акции арабскому инвестору, но сделка была заблокирована. Впрочем, в данном случае на чаше весов находится объединение компаний, и представители Volkswagen со своей стороны уже успели заверить рынок, что «в принципе позитивно расценивают сделку, поскольку она может ускорить процесс создания интегрированной группы».
Qatar Investment Authority, созданный в 2000 году, является одним из крупнейших национальных инвестфондов и активным инвестором в западные компании. В числе его активов акции Credit Suisse и Barclays, 20% акций Лондонской фондовой биржи (LSE) и 9,98% акций скандинавского оператора фондового рынка OMX. В 2007 году QIA проявлял интерес к покупке 10% Европейского аэрокосмического консорциума (EADS). Накануне финансового кризиса, по данным на 2007 год, фонд располагал активами на сумму 40 млрд долларов.
Итальянский концерн FIAT SpA не намерен отказываться от планов по приобретению активов автопроизводителя Chrysler даже в случае, если сделка не будет признана законной до 15 июня, сообщает агентство France Press со ссылкой на заявление представителя итальянской компании. В понедельник Верховный суд США приостановил сделку по продаже FIAT активов Chrysler по просьбе трех пенсионных фондов штата Индиана. Таким образом, начиная с 15 июня у FIAT появится право отказаться от приобретения активов автопроизводителя в случае, если сделка не будет признана законной. Впрочем, представитель итальянского концерна уже заявил, что «FIAT будет участвовать (в приобретении активов Chrysler) даже после 15 июня». На помощь автопроизводителю уже пришло правительство США, которое выступило против любых задержек в реорганизации Chrysler. А министерство юстиции США попросило Верховный суд страны не блокировать сделку.
Ирина ЦЫРУЛЕВА