|
|
N°100, 10 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молочные реки союзного государства
Россияне объяснили белорусам, что речь о санкциях не идет
Торговый конфликт между Минском и Москвой продолжает обостряться, хотя стороны пытаются избегать излишней политизации проблемы. Россия приостановила действие разрешений на продажу еще 593 наименований белорусских молочных продуктов в дополнение к 500, запрещенным к ввозу еще с 6 июня. Об этом вчера объявил глава "Роспотребнадзора" Геннадий Онищенко.
Новые ограничения были введены в день приезда в Москву для участия во встрече стран ЕврАзЭС белорусской делегации во главе с премьером Сергеем Сидорским. Министр иностранных дел Сергей Мартынов, находившийся в составе делегации, тут же отправился обсуждать молочную тему с российским коллегой Сергеем Лавровым. А ближе к вечеру заместитель министра сельского хозяйства Михаил Савельев и главный санитарный врач Белоруссии Валентина Качан отправились на встречу к самому Онищенко.
Россияне отвергли обвинения в том, что тем самым они вводят санкции против белорусов, с которыми строят союзное государство. «Белоруссия была и остается нашим стратегическим партнером, близкой нам страной, с которой Россия, безусловно, намерена продолжать развивать экономические и гуманитарные связи», -- заявила пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова. «Мы будем работать вместе в интересах наших двух братских народов», -- заверил глава МИД России Сергей Лавров, призвавший «не поддаваться эмоциям».
На встрече со своим белорусским коллегой Сергеем Мартыновым он наверняка обсуждал еще одну тему -- предоставления Россией кредитов Белоруссии. На днях белорусский президент Александр Лукашенко утверждал, что взамен Москва добивается от Минска признания Абхазии и Южной Осетии. Глава МИД России опроверг это: «Мы никогда не увязывали эту тему с вопросами практического взаимодействия наших государств».
Москва объясняет введение запрета на ввоз белорусских продуктов их несоответствием требованиям технического регламента на молоко, вступившего в силу в 2008 году.
Глава «Роспотребнадзора» настроен решительно. Геннадий Онищенко разослал письмо российским торговым предприятиям, в котором потребовал «при выявлении указанной продукции безотлагательно принимать все необходимые меры по недопущению ее реализации». Он сообщил, что список запрещенной молочной продукции из Белоруссии может вырасти до 1,5 тыс. наименований. Глава МИД России Сергей Лавров к этому добавил, что «Россия не вводила никаких санкций против Белоруссии», а введенные меры «продиктованы исключительно заботой о здоровье наших потребителей».
Многие белорусские производители утверждают, что на самом деле получили все разрешения, необходимые для поставки своих товаров на российский рынок. Некоторые из белорусских бизнесменов надеются, что их продукция под ограничения не попадет. «Нас этот запрет не коснулся. Наши предприятия вовремя переоформили документы», -- сказала «Времени новостей» замдиректора по производству белорусского объединения «Мингорпищепром» Галина Тулинова. Главный инженер Минского городского молокозавода №2 Дмитрий Дудо подтвердил нашей газете, что «в соответствии с новым техническим регламентом на молоко надо получить новые санитарно-эпидемиологические заключения». «Львиная доля документов переоформлена, и получены новые разрешительные документы, --отметил он. -- Мы продолжаем отгружать продукцию в Россию».
Заявления белорусских производителей о наличии всех разрешений на экспорт молочной продукции в Россию вызвали в Москве недоумение. «Как показал дополнительный анализ, переоформление документов в ряде случаев проводилось с явным нарушением процедур», -- сообщил Геннадий Онищенко. Он пояснил, что оформленные с нарушениями товары выявлены в соседних с Белоруссией Смоленской и Брянской областях.
На прошлой неделе белорусский президент Александр Лукашенко обвинил российскую сторону в том, что она выдвигает ряд жестких условий для доступа белорусской молочной продукции на рынок России. По его словам, в числе этих условий -- приватизация молокозаводов с участием российского капитала. Белорусский президент заявил также, что Москва готова выделить последний транш кредита в размере 500 млн долл. лишь в обмен на признание Минском независимости Абхазии и Южной Осетии.
На это пресс-секретарь российского президента Наталья Тимакова вчера заметила, что «Россия не оказывает и не будет оказывать никакого давления ни на какие страны по поводу признания». «Высказывания Александра Григорьевича (Лукашенко. -- Ред.) мы оставляем без комментариев», -- добавила она.
Александр Лукашенко на следующей неделе приезжает в Москву для участия в саммите Организации Договора о коллективной безопасности. Саммит открывается 14 июня. Однако г-жа Тимакова сообщила, что «никаких двусторонних встреч президента России в ходе саммита не планируется, в том числе с президентом Белоруссии».
Тем не менее обсуждения этой темы вряд ли удастся избежать. Запрет на поставки в Россию молочных продуктов наносит удар по белорусской экономике, которая сильно зависит от внешней торговли. За январь--апрель текущего года белорусский экспорт сократился примерно на 40%, что уже привело к проблемам в финансовой сфере и реальном секторе экономики. Молочная продукция является одной из основных статей белорусской торговли на российском рынке. По данным Ярослава Романчука, главы Минского исследовательского центра Мизеса, в 2008 году объем экспорта молочных продуктов в Россию составил 1 млрд долл. «Белоруссия только вступает в полосу последствий внешнеэкономического шока. Сегодня стало очевидно, насколько белорусская экономика уязвима и зависима от России. Введением запрета на ввоз молочной продукции Москва продемонстрировала, какой арсенал она может использовать», -- сказал он «Времени новостей».
Белорусский политолог Александр Класковский в беседе с нашей газетой отметил: «В союзном государстве политика и экономика всегда были в одном флаконе. Вряд ли Россия когда-нибудь всерьез воспринимала тезис о равенстве союзников. И Минск, и Москва периодически пытаются надавить на болевые точки партнера».
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск