Время новостей
     N°100, 10 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.06.2009
"Культура компромисса -- фундамент Евросоюза"
Европейцы после избрания 4--7 июня нового состава Европарламента займутся теперь обновлением главного исполнительного органа Евросоюза -- Еврокомиссии. Кандидатура председателя комиссии и ее руководящий состав должны быть согласованы на саммите ЕС в Брюсселе 18--19 июня, а после этого вынесены на рассмотрение европейских депутатов.

Нынешний глава Еврокомиссии 53-летний португалец Жозе Мануэл Баррозу намерен добиваться переизбрания на второй пятилетний срок. В Европарламенте он входит во фракцию правоконсервативной Европейской народной партии, сохранившей лидирующие позиции. Это усиливает его шансы на переизбрание, несмотря на недовольство либералов и «зеленых», назвавших своим кандидатом 56-летнего экс-премьера Бельгии Ги Верхофстадта. Депутатам также предстоит избрать на два с половиной года нового председателя Европарламента. Полномочия спикера -- 63-летнего немца Ханса Герта Петтеринга истекают в июле. Имена его преемников пока не названы.

Своими прогнозами о будущем Евросоюза с "Временем новостей" поделился известный французский политолог, профессор парижского Института политических наук 55-летний Заки ЛАИДИ. Он приехал в Москву, чтобы принять участие в «круглом столе» о роли Европы в мире, организованном посольством Франции в России и Высшей школой экономики.



-- У прежнего состава Европарламента были сложные отношения с Еврокомиссией в части ее законотворчества и выработки правовых норм. В декабре 2008 года депутаты настояли на более радикальном пакете мер по борьбе с изменениями климата. А в мае 2009-го призвали Еврокомиссию ускорить выполнение антикризисных мер, принятых на апрельском саммите «двадцатки» в Лондоне.

-- На выборах в Европарламент сейчас успешно выступили радикалы и евроскептики, не верящие в будущее Единой Европы. Означает ли это поражение тех, кто ратовал за объединение европейских стран?

-- Итоги выборов не сильно изменили соотношение сил в европейской политике. Радикалы получили 28 из 736 мандатов. При таком раскладе они не способны оказать значительное воздействие на европейские интеграционные процессы. Все-таки это ничтожное меньшинство.

-- А если это будет активное меньшинство?

-- Все решения внутри Евросоюза либо принимаются на основе консенсуса между 27 странами-членами, либо не принимаются вообще. Политики или политические силы, не готовые к компромиссу, не имеют шансов на реальное присутствие в европейской политике. Это прекрасно понимают Гирт Вилдерс и Ник Гриффин (ультраправые нидерландский и британский политики, чьи партии добились успеха на выборах. -- Ред.). Культура компромисса -- своего рода фундамент ЕС, обеспечивающий взвешенность и предсказуемость его политики. Я не разделяю опасений по поводу будущего европейского политического процесса.

-- Успех на выборах сопутствовал правым силам. Почему?

-- Они, как показал пример Франции, оказались более консолидированы. А вот левые не сумели извлечь политических дивидендов из мирового экономического кризиса.

-- 736 депутатов -- зачем Единой Европе такой многочисленный парламент?

-- Это не так уж и много, учитывая, что в Национальном собрании Франции более 500 депутатов. Главное понять, что Европарламент -- единственный общеевропейский орган, избираемый на основе всеобщего прямого голосования. Он, по сути, легитимирует решения исполнительных институтов ЕС, его роль неуклонно повышается.

Лиссабонский договор, заключенный в столице Португалии в 2007 году, в случае его ратификации всеми странами-членами расширит сферы компетенции Европарламента. Депутаты будут участвовать в разработке законодательных норм в сферах сельского хозяйства и иммиграции. На счету Европарламента есть и решения, затрагивающие интересы большинства обывателей: к примеру, благодаря депутатам на всем пространстве Евросоюза были снижены тарифы на международные звонки с мобильных телефонов (депутаты добились этого весной этого года. -- Ред.).

-- Ожидаете ли вы, что Брюссель по результатам этих выборов скорректирует свою внешнюю политику на российском направлении?

-- Выборы в Европарламент, в отличие от выборов в национальные парламенты, не приводят к смене правящего кабинета и потому не могут оказать прямого влияния на внешнюю политику. К тому же, на мой взгляд, для Москвы определяющее значение имеют двусторонние отношения с государствами -- членами ЕС.

Беседовал Борис ЮНАНОВ