|
|
N°100, 10 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Памяти А.И. Журавлевой
После тяжелой болезни, не дожив нескольких дней до 71 года, умерла Анна Ивановна Журавлева, профессор филологического факультета МГУ, незаурядный истолкователь русской литературы XIX века, человек, в котором органически сочетались глубокое и радостное понимание искусства, сердечная доброта и твердое благородство.
Более четырех десятилетий героем исследований А.И. оставался Лермонтов. Первая работа о нем -- «Лермонтов и Достоевский» -- увидела свет в 1964 году, последняя и по-настоящему итоговая книга «Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики» -- в 2002-м. Даже из двух этих названий видно, что А. И. стремилась увидеть и запечатлеть автора «Демона» и «Героя нашего времени» не изолированным гением, но одним из строителей того неповторимого космоса, что зовется русской классикой. Потому для нее были равно важны сюжеты, в которых союз «и» соединял Лермонтова с его современниками (Жуковским, Баратынским, Шевыревым, Хомяковым) и наследниками (Некрасовым, Достоевским, Тургеневым). Потому написанный А.И. Журавлевой в соавторстве с ее учителем В.Н. Турбиным лермонтовский «семинарий для заочников» (1967) выходил далеко за рамки вспомогательной «методички». Потому ее статья «Лермонтов и русская поэзия» заняла весьма важное место в сложном ансамбле «Лермонтовской энциклопедии» (1981). Потому «вместо послесловия» в книге о Лермонтове появилось емкое, концептуальное и отчетливо личное размышление «Русская классика как национальная мифология».
Другим избранником А.И. был создатель нашего национального театра. Ему посвящена прекрасная и, уверен, до сей поры не превзойденная монография «А.Н. Островский -- комедиограф» (1981). Идеи этого исследования получили развитие в дальнейших работах, в том числе в яркой и свободной «книге для учителя» «Театр А.Н. Островского» (1986; написана в соавторстве с мужем А.И., недавно почившим поэтом Всеволодом Николаевичем Некрасовым). «Портретируя» многоцветные и многоплановые комедии Островского, аккуратно, но твердо отделяя великого художника от нацепленного на него мундира обличителя «темного царства», позволяя увидеть, как в театральном мире Островского преображаются мотивы и интонации народной словесности и высокой литературы, А.И. все время вела речь о той трезвой, но просветляющей правде, что надиктовала «Бедность не порок» и «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес» и «Горячее сердце» (глава об этой «народной сатирической комедии» написана в полном соответствии с ее духом, выраженным заглавием). «Разумеется, и некоторые герои пьес Островского погибают <...> И все-таки можно сказать, что дело героев Островского -- быт, быт как бытие, как способ жить, а не погибать в мире».
Занимаясь Островским, А.И. подготовила два бесспорно «прорывных» издания сочинений его литературных сопутников. В 1980 году вышел том «Эстетики и критики» Аполлона Григорьева: его состав и вступительная статья освобождали «органическую критику» ненавистника любых схем и теорий от спрямляющих интерпретаций (как подтягивающих Григорьева к «революционным демократам», так и превращающих его живое, клокочущее, не равное себе «почвенничество» в апологию застоя). В 1984-м появилась антология «Русская драма эпохи А.Н. Островского» -- из-под спуда забвения и презрения были извлечены пьесы В.А. Соллогуба, А.А. Потехина, И.Е. Чернышева, Д.В. Аверкиева (в том числе стяжавшая в свою пору грандиозный успех «Каширская старина»), Н.Я. Соловьева, П.М. Невежина.
И последнее, но, кажется, самое важное. У Анны Ивановны, преподававшей в МГУ с 1970 года, всегда было много учеников. Кто-то занимался в ее семинарах действительно «журавлевскими» темами, кто-то -- коли судить формально, «сторонними»; кто-то писал под руководством А.И. курсовые и дипломы, кто-то (позднее) -- диссертации. По-разному складывались судьбы и карьеры «семинаристов», в разной мере научный почерк А.И. сказался на работах дипломников и аспирантов, но, кажется, чувство человеческой благодарности никого из них (из нас) не оставило и не оставит. Анна Ивановна была удивительно светлым человеком -- светлая ей память.
Андрей НЕМЗЕР