|
|
N°100, 10 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Концепция изменилась
Владимир Путин отменил 15-летние переговоры России по ВТО
Вчера в Москве на очередном Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) произошла сенсация. Премьер-министры России, Казахстана и Белоруссии преподнесли ее, решив выступить единым фронтом в отношении Всемирной торговой организации (ВТО). Три эти страны внезапно отказались от идеи самостоятельного вступления в ряды ВТО и отныне намерены вступать туда "гуртом" -- в форме трехстороннего Таможенного союза, который безуспешно создается с середины 90-х годов, но, по уверению участников саммита, точно заработает с 1 января 2010 года. Эти решения озвучивались на фоне очередной торговой войны России с будущим партнером по Таможенному союзу -- Белоруссией, которой Москва только что запретила ввоз в нашу страну молока.
До сих пор в истории ВТО не было случаев ведения переговоров с этой организацией таможенных союзов. Более того, еще в конце минувшей недели на Петербургском международном экономическом форуме первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр экономического развития Эльвира Набиуллина сообщали об активизации переговорного процесса по ВТО после консультаций с торговыми представителями Евросоюза и США. В начале недели нынешней концепция изменилась.
Хозяин вчерашнего саммита премьер России Владимир Путин по итогам переговоров сделал от имени глав правительств, готовящихся войти в новый таможенный альянс, сенсационное заявление: «Главы правительств наших стран, выполняя решения глав государств о приоритетном формировании Таможенного союза, подтверждая свою приверженность к присоединению к ВТО, отмечая, что в последние годы процесс присоединения к ВТО стал фактором сдерживания интеграционных процессов, подчеркивая высокий потенциал экономик наших стран и преимущества их глубокой интеграции, решили: во-первых, одобрить проект единого таможенного тарифа и представить его на утверждение межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, имея в виду вступление единого таможенного тарифа в действие с 1 января 2010 года. Во-вторых, одобрить предложения по этапам и срокам формирования единой таможенной территории исходя из начала функционирования Таможенного союза с 1 января 2010 года и завершения всех необходимых процедур к 1 июля 2011 года. В-третьих, уведомить Всемирную торговую организацию о намерении начать переговорный процесс по присоединению к ВТО Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как единой таможенной территории».
Г-н Путин акцентировал внимание на главном смысле заявления: «Есть пункт о том, что правительства сторон уведомляют Всемирную торговую организацию о прекращении переговоров по присоединению к ВТО Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
При этом премьеры трех стран подчеркивали, что их общим приоритетом остается вступление их стран в ВТО, но уже как Единого таможенного пространства, как таможенного союза, а не отдельно каждой страны.
Журналисты не имели возможности спросить глав правительств нового таможенного «трио» о главном: как это будет исполнено? Поэтому представители СМИ атаковали вопросами первого вице-премьера Игоря Шувалова. "Означают ли эти решения тайм-аут в переговорах с ВТО как минимум на два года?» -- спросила корреспондент «Времени новостей» «Да что вы, -- откликнулся он. -- Единый таможенный союз начнет работать как юридический орган с 1 января 2010 года. А как инфраструктура -- с 1 июля 2011 года».
Г-н Шувалов подтвердил, что таможенное «трио» медлить не будет. И уже в ближайшее время на уровне национальных делегаций три страны отзовут свои заявки в ВТО. А после обратятся в данную организацию с просьбой о вступлении уже от нового «тройственного союза».
«Все же в нынешнем году ничего в контактах с ВТО не переменится?» -- поинтересовалась корреспондент Интерфакса. «15 лет не менялось, -- ответил г-н Шувалов. -- И нам говорили: в этом году будет вступление, и в этом будет, а оно все не происходило. Вы хотите подвесить и этот год?» Хотя этот год теперь точно будет подвешен, а затем как минимум и следующий.
С другой стороны, мало ли что произойдет до действительного утверждения Таможенного союза на просторах бывшего СССР. В конце концов в очередной раз не договорятся по мелочам, которые, если верить г-ну Шувалову, «все-таки остались». И тут запланирован некий переходный период в три года для стран -- участниц Таможенного союза по тарифам на особо чувствительные группы товаров.
В общем, пока в Таможенном союзе есть относительная ясность на период до 1 января 2010 года -- даты, с которой после визы президентов трех стран начнется юридическое существование нового международного экономического союза. Но нет ясности по поводу того, что будет через два года, когда должна быть задействована единая таможенная инфраструктура, ни через три, когда перестанут существовать «особо чувствительные группы товаров».
Вера КУЗНЕЦОВА