|
|
N°99, 09 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правое дело
В Европарламенте будет больше скептиков и маргиналов
Европейский политический маятник качнулся резко вправо -- таков главный итог выборов в Европарламент. Они проводились в 27 странах -- членах Евросоюза с 4 по 7 июня (в каждой стране выборы проходили в один из этих дней). Углубляющийся экономический кризис сделал свое дело -- протестные настроения усилились.
Избиратели, во-первых, не очень охотно шли голосовать. Во-вторых, в большинстве стран граждане проголосовали против правящих партий. В общеевропейский парламент на этот раз прошло много представителей оппозиции. Там увеличилось количество депутатов от правых, националистических, радикальных и даже маргинальных партий.
Ранее в Европарламенте было 785 депутатов, но в результате проведенных реформ их количество в новом составе будет сокращено до 736 человек. Изменился и порядок начисления зарплат депутатам. Раньше зарплата представителя каждой страны зависела от ее взноса в общеевропейский бюджет, из-за чего депутат от Италии мог получать в десять раз больше депутата, скажем, от Латвии (разница составляла от 1 до 10 тыс. евро в месяц). С 1 июля этого года зарплаты будут уравнены и составят 7 тыс. евро в месяц. Средства на это будут выделяться из общеевропейского бюджета.
Средняя явка на выборах составила чуть более 43% -- самый низкий результат с 1979 года, когда впервые были проведены прямые выборы в высший законодательный орган ЕС, функционирующий с 1957 года. Показатели явки не были на этих выборах решающими: голосование признается состоявшимся в любом случае. Однако низкие цифры политической активности граждан свидетельствуют об их усталости и недоверии к самой идее существования единой Европы.
Пожалуй, высокой явка была только в Бельгии, но там избирателя за бойкот выборов штрафуют на 100 евро. Более активными, нежели в других странах, оказались граждане балтийских стран. В Латвии, Литве и Эстонии явка все-таки перевалила за 50%. Как объяснил «Времени новостей» латвийский политолог Айгар Фрейманис, это произошло во многом благодаря обычно всегда политически активным русскоязычным гражданам. Конкретно по Латвии собеседник "ВН" отметил, что здесь большую роль сыграло еще и недовольство граждан тяжелой экономической ситуацией -- ростом безработицы, снижением социальной помощи, высокой инфляцией. Впрочем, эти настроения характерны для всего Европейского союза.
В Латвии в отличие от соседних Эстонии и Литвы русскоязычные партии вообще добились серьезного успеха: четыре из восьми положенных Латвии мандатов разделили поровну «Гражданский союз» и «Центр согласия». (Каждая страна Евросоюза имеет свою квоту по количеству мандатов.) От «Центра согласия» в Страсбург, где заседает Европейский парламент, поедет, в частности, 73-летний Альфред Рубикс. Это бывший первый секретарь Компартии Латвии, который в августе 1991 года поддержал путч в Москве. Впоследствии -- уже в независимой Латвии -- он был осужден и провел несколько лет в тюрьме, но от своих убеждений не отказался. И теперь будет отстаивать их в Европарламенте.
Еще один мандат от Латвии получила русскоязычная партия «ЗаПЧЕЛ» («За права человека в единой Латвии»). Его представитель Татьяна Жданок, бывшая депутатом Европарламента прошлого созыва, сохранила свой мандат. «Центр согласия» также победил на проходивших одновременно выборах в Рижскую думу -- там он получит 26 из 60 мандатов.
Выборы показали, что как минимум в десяти из 27 стран Евросоюза усилились позиции правых партий. Многие из них находятся сейчас в оппозиции. В Великобритании, как и ожидалось, успешнее всего выступили находящиеся в оппозиции консерваторы. Необычно и то, что в Европарламент впервые прошла Партия независимости Соединенного Королевства, вовсе ратующая за выход страны из Евросоюза. Эта партия набрала 17% голосов, обеспечив себе 13 мандатов. Правящие в Великобритании лейбористы оказались всего лишь на третьем месте. Два мандата получили также ультранационалисты из Британской национальной партии Ника Гриффина. В условиях кризиса приоритетными для электората оказались национальные, а не общеевропейские вопросы. Так что поражение британских лейбористов, оказавшихся в эпицентре скандала вокруг растрат депутатов и не справляющихся с экономической ситуацией в стране, стало вполне ожидаемым.
Конечно, из общего правила есть исключения. Во Франции, к примеру, удачно выступил правящий «Союз в поддержку народного движения». Он снова празднует победу над левой оппозицией, несмотря на скромный личный рейтинг своего лидера -- французского президента Николя Саркози. Тем не менее общее усиление оппозиционных и радикальных настроений налицо. Прибавилось и евроскептиков -- людей, не верящих в светлое будущее единой Европы. «В Европарламент пришла группа достаточно радикально настроенных политиков, и в этой ситуации возникают вопросы по поводу того, как они будут выстраивать отношения с Россией в целом и с российскими парламентариями в частности», -- заявил вчера в Москве заместитель руководителя комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев. Впрочем, по его словам, Европарламент прошлого созыва также «критически оценивал перспективы сотрудничества между Россией и Евросоюзом».
Настоящего прорыва ультраправые добились в Нидерландах, где выступающая с антииммигрантских позиций Партия свободы набрала 17% голосов. Аномально высокий результат набрали радикалы в Австрии, Дании, Финляндии, Румынии, Венгрии, Словакии, Болгарии. В новом составе парламента у них будет 28 мандатов -- на восемь больше по сравнению с предыдущими выборами в 2004 году. Их успех многие наблюдатели связывают с растущей пассивностью электората, обычно голосующего за «традиционные» партии.
Главная политическая сила Европы -- наднациональная консервативная Европейская народная партия (ЕНП) получила 267 мандатов из 736 -- на 12 меньше, чем пять лет назад. (Этот результат суммируется за счет победы консерваторов в каждой из стран.) Их основной соперник -- Партия европейских социалистов тоже потеряла места в ассамблее. Еще меньше получат либералы и «зеленые». А вот так называемые «остальные партии», куда и вольются в парламенте европейские ультра, получили 91 мандат. Из них один достался шведской Партии пиратов, которая выступает против соблюдения авторских прав и за свободное, «без всяких лицензий», пользование Интернетом.
Тем не менее консерваторы хотя и сдали позиции, но пока не утратили лидерства в общеевропейском парламенте. Это видно на примере той же Европейской народной партии. «Это хорошая новость особенно для нашей «Единой России», которая наладила с этой партией партнерские отношения», -- заметил глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. На его взгляд, для Москвы важно, кто станет председателем Европарламента и кто возглавит в нем ключевые комитеты, в том числе по международным делам. От этого зависит межпарламентское сотрудничество между Россией и ЕС.
В ряде стран Европы, в частности в Германии и Португалии, эти выборы стали замером общественного мнения перед ключевыми внутриполитическими баталиями осенью. В Германии накануне сентябрьских выборов в бундестаг сторонники канцлера Ангелы Меркель пока опережают социал-демократов (38% голосов против 20,8%). Зато в Португалии правящей Социалистической партии пора побеспокоиться за свое будущее: ее опередили находящиеся в оппозиции социал-демократы, получившие 31,7% голосов (26,6% у социалистов). Победители могут закрепить успех на парламентских и местных выборах в октябре.
Данута ДЕМБОВСКАЯ, Рига, Александр ЗДИТОВЕЦКИЙ, Лиссабон