|
|
N°86, 17 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Они хотят перемен
Киргизия на пороге гражданской войны
Над Киргизией нависла угроза гражданской войны. Об этом вчера впервые открыто заговорили в парламенте республики. Председатель комитета по обороне законодательного собрания Киргизии, бывший министр обороны Мырзакан Субанов заявил, что если срочно не будут предприняты радикальные меры по стабилизации обстановки, то массовые акции могут перерасти в гражданскую войну.
Уже несколько дней в разных регионах республики идут многотысячные митинги. По оценкам оппозиции, в них участвуют около 17 тысяч человек. Блокирована стратегическая автотрасса Бишкек--Ош. По данным главы МВД, дорогу перекрыли 3,5 тысячи человек, оппозиция утверждает, что в этой акции участвует около 8 тысяч протестующих. Вчера утром перед началом заседания парламента у его здания курсанты милиции арестовали несколько десятков пикетчиков (по данным МВД -- 40 человек, по данным оппозиции -- 97). Среди них были известные киргизские правозащитники Турсунбек Акунов, Рамазан Дырылдаев, активисты оппозиции, журналисты.
Председатель парламентского комитета по законности Азимбек Бекназаров сообщил депутатам, что 8 тысяч демонстрантов направляются в Бишкек из города Таш-Кумыр на юге страны, дабы предъявить руководству Киргизии ультимативное требование об освобождении арестованных. Вчера вечером г-н Бекназаров сообщил газете «Время новостей», что число готовых идти маршем на столицу увеличилось до 10 тысяч.
Митингующие выдвигают политические требования: отставка высшего руководства страны, включая президента, прекращение уголовного преследования лидеров оппозиции, а также наказание виновных в трагическом кровопролитии 17--18 марта в Аксыйском районе Джалал-Абадской области, жертвами которого стали шесть мирных жителей. Тогда киргизский ОМОН расстрелял демонстрацию местного населения, требовавшего освобождения из заключения своего земляка, депутата Азимбека Бекназарова, арестованного в начале январе по делу семилетней давности о превышении служебных полномочий. Однако мало кто в Киргизии и за ее пределами сомневался, что истинная вина парламентария заключалась в том, что он угрожал президенту Акаеву возбуждением процесса импичмента. Бекназаров утверждает, что подписанные президентом в 1996 и 1999 годах секретные соглашения с председателем КНР Цзян Цзэминем о передаче Китаю 125 тыс. гектаров пограничной киргизской территории были приняты «в обход парламента и в нарушение конституции». Гибель людей заставила власти отступить, Бекназарова освободили под подписку о невыезде, благодаря чему опасное расползание хаоса на время было приостановлено.
Однако виновные в аксыйской трагедии так и не были названы, государственная комиссия по расследованию ее причин уже трижды откладывала обнародование результатов своей деятельности. Оппозиция утверждает, что единственная причина такой затяжки в том, что истинные виновники -- руководители государства, в первую очередь президент Аскар Акаев. Председатель киргизского комитета по правам человека Рамазан Дырылдаев, ссылаясь на неназванные источники, говорит о том, что устный приказ применить оружие против демонстрантов отдал сам глава государства.
На вчерашнем заседании нижней палаты парламента депутаты ожидали услышать окончательные выводы госкомиссии. Однако главной темой стало обсуждение кризисной ситуации в стране. Для этого был приглашен президент, но вместо него появился госсекретарь Осмонакун Ибраимов, сообщивший, что у г-на Акаева «достаточно напряженный график работы» и у него нет возможности появляться в парламенте. Г-н Ибраимов предложил депутатам призвать к ответу за сложившуюся ситуацию премьер-министра Курманбека Бакиева, поскольку «именно правительство отвечает за политическую и экономическую обстановку в государстве». За что же тогда остается отвечать главе государства, госсекретарь уточнять не стал.
Депутат Бекназаров на вопрос нашей газеты, почему президент Акаев не смог появиться в парламенте, лаконично ответил: «У него в таких ситуациях болит голова...». Он напомнил, что точно так же вел себя г-н Акаев во время баткенских событий 1999 года, когда исламские боевики в первый раз вторглись в Киргизию. Тогда больше месяца страна не слышала президента, укрывшегося в своей резиденции на Иссык-Куле.
Между тем попытки переложить ответственность за происходящее на премьера вряд ли случайны. По данным газеты «Время новостей», полученным из правительственных источников в Бишкеке, г-н Бакиев, подавший президенту несколько дней назад прошение об отставке и не получивший от него согласия, ушел в отпуск. Премьер, находящийся на этом посту всего около года, уже сумел зарекомендовать себя весьма независимым политиком. Он позволил себе критиковать некоторые действия лиц из ближнего президентского круга, многие стали рассматривать его как реальную альтернативу Аскару Акаеву. В президентском окружении г-на Бакиева начали подозревать в согласованных с оппозицией действиях.
Но даже если премьер и впрямь стал неугоден президенту, вряд ли удастся обвинить его в разжигании нынешнего кризиса в стране. Напряженность стала нарастать уже два года назад, когда Аскар Акаев, начавший подготовку к перевыборам на третий президентский срок, обнаружил серьезного конкурента в стане оппозиции -- бывшего вице-президента Феликса Кулова. Устранить эту опасность удалось, лишь обвинив Кулова в уголовных преступлениях, да и то не с первой попытки. Понадобилось два судебных процесса, чтобы упрятать в тюрьму на семь лет бывшего соратника Акаева. Но и этого показалось мало -- неделю назад третий суд прибавил Кулову еще три года заключения. Именно дело Кулова, «народного генерала», как его называли в Киргизии (в 1991 году он, будучи министром МВД, отказался подчиниться приказам ГКЧП из Москвы, благодаря чему г-н Акаев сохранил тогда за собой президентское кресло), стало началом резкого роста протестных настроений в стране.
Сегодня депутаты нижней палаты парламента снова соберутся на заседание.
Аркадий ДУБНОВ