|
|
N°99, 09 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Паралич вероятен как никогда»
Прогноз убытков мировой авиации стал еще хуже
Мрачные перспективы для мировой гражданской авиации обрисовал генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни, открывая вчера ежегодное общее собрание этой организации в Куала-Лумпуре. Эксперты IATA ухудшили свой прошлогодний прогноз убытков в отрасли.
По новым данным получается, что в 2008 году авиакомпании мира совместно потеряли 10,4 млрд долл. На 2009 год г-н Бизиньяни пообещал собравшимся в Малайзии 500 руководителям крупнейших авиакомпаний планеты почти такие же убытки -- 9 млрд долларов.
Собрание IATA вчера почтили своим присутствием сразу два премьер-министра -- один действующий и один отставной. Премьер Малайзии Датук Сери Наждиб Разак добавил к докладу гендиректора IATA собственные тревожные нотки. «Никогда еще паралич всей авиатранспортной отрасли не был так вероятен», -- сообщил г-н Наждиб делегатам. Другой высокий гость -- отец «сингапурского экономического чуда» Ли Кван Ю, проработавший премьер-министром островного государства с 1959 по 1990 год, не стал пугать собравшихся мрачными прогнозами. Г-н Ли только иронически отметил, что в отличие от нынешних лидеров западных стран он в свое время скромно сконцентрировался на развитии экономики своей страны, в том числе авиакомпании Singapore Airlines.
В изложении г-на Бизиньяни все выглядело гораздо хуже, чем казалось совсем недавно. IATA уже один раз подвела итоги 2008 года и оценила глобальный убыток авиакомпаний в 8,5 млрд долл. Однако новый подсчет дал другую цифру -- 10,4 млрд долларов.
Примерно такая же история произошла и с прогнозами на текущий год. В марте IATA посчитала ожидаемые убытки отрасли, остановившись на цифре 4,7 млрд долл. Однако уже двумя месяцами позже, учтя падение доходов авиаперевозчиков, организация практически удвоила свой прогноз потерь до 9 млрд долларов.
Причем проблема дороговизны топлива -- главная головная боль авиаперевозчиков в прошлом году -- теперь уже не стоит так остро. Если в 2008 году авиакомпании совместно потратили на горючее 165 млрд долл., то в 2009-м их расходы по этой статье станут на треть меньше -- 106 млрд долл. Однако экономию перекроет падение доходов авиакомпаний, связанное с уменьшением платежеспособного спроса на их услуги и утратой доверия пассажиров к воздушным путешествиям в целом. После терактов 11 сентября 2001 года доходы авиакомпаний упали на 7% и вернулись на прежний уровень через три года, напомнил собранию гендиректор IATA. С начала мировой рецессии аналогичные доходы упали уже на 15%, продолжил он. Реалистично оценивая происходящее, г-н Бизиньяни не нашел признаков, позволяющих рассчитывать на исправление ситуации в обозримом будущем. «Отрасль существует в режиме выживания», -- несколько раз повторил он в своем докладе.
«Ежегодное собрание IATA -- это место, где не только обсуждаются глобальные отраслевые тенденции, но и устанавливаются личные связи между руководителями авиакомпаний, налаживается сотрудничество и разрешаются конфликты», -- сказал «Времени новостей» региональный представитель организации в России и СНГ Дмитрий Шамраев. Собрание IATA стало первым для нового гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, назначенного на этот пост в конце марта. Несмотря на скромный стаж руководства авиакомпанией, в Куала-Лумпуре он был сразу избран в совет управляющих IATA, а также в «номинационный комитет» -- орган, выдвигающий кандидатуры на следующих выборах в этот совет.
Михаил КУКУШКИН, Куала-Лумпур