|
|
N°86, 17 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Голландцы проголосовали сердцем
Формированием правого кабинета займется «Гарри Поттер»
Парламентские выборы в Нидерландах, преобразившие традиционный политический пейзаж, стали потрясением не только для этой небольшой страны. Они заставили всерьез предположить, что европейский политический маятник качнулся вправо.
Главный «именинник» -- созданная всего три месяца назад крайне правая партия Пима Фортейна, павшего жертвой политического убийства 6 мая. Она получила 26 из 150 мест в нижней палате. Ее опередили только христианские демократы -- традиционная партия, возглавлявшая оппозицию. Они пришли на выборы с новой концепцией «социальной ответственности» и получили 43 депутатских места. Скорее всего, их лидер -- 46-летний профессор христианской философии Ян Петер Балкененде, прозванный за внешнее сходство Гарри Поттером, будет формировать новое коалиционное правительство. Правящая левоцентристская коалиция во главе с социал-демократами Вима Кока, которая находилась у власти в течение восьми лет, потерпела серьезное поражение. Ей достанутся всего лишь 23 кресла в законодательном собрании, а сам Кок окончательно уходит с политической сцены.
Выборы в Нидерландах происходили в исключительных обстоятельствах. В апреле, за месяц до голосования, достоянием общественности стали подробности трагедии боснийского города Сребреница, где в результате действий голландских миротворцев местное мусульманское население оказалось отдано на милость сербским военным преступникам. Руководство страны признало свою косвенную вину, премьер и правительство ушли в отставку. А буквально за считанные дни до выборов, 6 мая, страна, славящаяся своими демократическими традициями и терпимостью во всех сферах жизни, пережила эмоциональный шок после убийства Фортейна. В результате даже те, кто не знал его партию, сделали новый выбор, проголосовав сердцем.
Покойный ненавидел, когда его сравнивали с Ле Пеном, ведь он никогда не выступал против иностранцев вообще. Более того, почти треть его соратников -- некоренные жители Нидерландов, интегрировавшиеся в общество, принявшие его либеральные ценности и работающие на его благо. Ислам Фортейн отвергал как идеологию, противоречащую европейским либеральным ценностям, и ставил вопрос ребром: иммигранты из мусульманских стран либо должны принять ценности новой родины, либо уехать. Будучи геем и не скрывая этого, Фортейн дорожил либеральными достижениями своей страны: легализацией однополых браков, легких наркотиков и проституции.
Хотя поведение электората во время выборов в Нидерландах и во Франции было разным (французское большинство сплотилось вокруг правящего президента и господствующей идеологии, а голландцы резко подались вправо), победа «Списка Фортейна» свидетельствует о зарождении мощной общеевропейской тенденции. Чрезмерный приток иммигрантов, связанные с ним рост преступности и повышение давления на социальную сферу заставляют значительную часть избирателей повернуться не только к правой, но и к ультраправой части политического спектра -- к тем, кто обещает порядок, национальную идентичность и справедливость для коренного населения.
Александр МИНЕЕВ, Брюссель, собкор «Новой газеты» специально для газеты «Время новостей»