Время новостей
     N°98, 08 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.06.2009
«Текущий уровень ставок оптимален»
На вопросы «Времени новостей» ответила член правления Европейского центрального банка Гертруда Тампель-Гугерелл
«Финансовая архитектура в мире должна быть столь же долгосрочной и устойчивой, как архитектура Санкт-Петербурга, но пока этого еще нет», -- так образно аргументировала необходимость серьезных реформ в финансовой сфере член исполнительного совета (правления) Европейского центрального банка Гертруда ТАМПЕЛЬ-ГУГЕРЕЛЛ, выступая на Петербургском экономическом форуме. Она считает, что основной упор реформ должен быть сделан «на системную перспективу взаимосвязи финансовых учреждений, а государственные органы должны больше внимания уделять системным рискам, поскольку становится ясно, что саморегулирования недостаточно». Г-жа Тампель-Гугерелл вошла в правление ЕЦБ в 2003 году, а до этого занимала ведущие должности в Национальном банке Австрии. В беседе с корреспондентами «Времени новостей» она прокомментировала вопросы текущей политики ЕЦБ и подчеркнула, что изменение структуры мировых резервных валют -- это рыночный процесс.

-- Является ли, на ваш взгляд, текущий уровень процентных ставок в еврозоне оптимальным? Что может подтолкнуть к повышению процентных ставок в Европе?

-- Текущий уровень базовой ставки ЕЦБ является оптимальным с учетом всей доступной информации и анализа. С октября 2008 года мы снизили ставку на 3,25 процентного пункта, основываясь на нашей оценке рисков ценовой стабильности. Рост цен по-прежнему будет сдерживаться происшедшим падением нефтяных котировок и ослаблением экономики. Это также подтверждается последними тенденциями в денежно-кредитной сфере -- замедлением динамики денежной массы и кредита, которое мы наблюдали в последние месяцы. В любом случае могу заверить вас, что мы пристально отслеживаем все изменения. Как и прежде, если мы увидим возникновение рисков для ценовой стабильности, то будем реагировать.

-- ЕЦБ решил выделить лишь 60 млрд евро на покупку обеспеченных облигаций. Чувствуете ли вы давление со стороны европейских властей, которые хотят, чтобы регулятор активнее применял нестандартные меры по примеру ФРС или Банка Англии?

-- Как вы знаете, ЕЦБ обладает чрезвычайно высокой степенью независимости, охраняемой Маастрихтским договором (договор от 7 февраля 1992 года, положивший начало Европейскому союзу. -- Ред.). Это относится и к текущим обстоятельствам.

-- ФРС и некоторые другие центробанки продолжают наполнять рынки деньгами. Создает ли это, на ваш взгляд, инфляционные риски для мировой экономики?

-- Большая часть ликвидности, предоставляемой банковскому сектору, компенсирует недостаточное финансирование со стороны рынков капитала. Что касается мер, принятых ЕЦБ, они все могут быть быстро откорректированы, и предоставленная ликвидность может быть абсорбирована. Поэтому какие-либо угрозы для ценовой стабильности в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут быть эффективно отражены в любой момент.

-- Финансовые рынки сейчас ожидают роста инфляции в США и девальвации доллара. Считаете ли вы, что ослабление доллара необходимо для преодоления дисбалансов мировой экономики? Возможно ли, что эти ожидания повлияют на денежную политику и формирование резервов некоторых центробанков?

-- Хочу отметить, что само развитие кризиса сопровождалось значительными корректировками внешнеторговых дисбалансов между экономиками с высоким уровнем дефицита и экономиками, экспортирующими нефть. Главной причиной этого стало снижение цен на нефть и другие сырьевые товары. Американский доллар сохранил свой статус наиболее важной международной валюты не в последней степени благодаря глубине и обширности американских финансовых рынков. В связи с этим я также хотела бы напомнить, что «большая двадцатка» на апрельском саммите подтвердила намерение проводить экономическую политику согласованно и ответственно с учетом влияния на другие страны, а также содействовать развитию стабильной и хорошо функционирующей международной денежной системы.

-- На экономическом форуме в Санкт-Петербурге вы участвовали в дискуссии о резервных валютах. Могут ли, на ваш взгляд, специальные права заимствования (Special Drawing Rights) МВФ или подобная денежная единица стать новой мировой резервной валютой?

-- Как правило, международное использование валют -- это рыночный процесс, который определяется независимыми решениями частных и общественных институтов. ЕЦБ занимает нейтральную позицию в таких вопросах, в частности, он не продвигает, но и не препятствует международному использованию евро или других мировых валют. В отношении резервных валют мы наблюдаем, что изменения в составе глобальных международных резервов происходят очень медленно и в значительной степени подвержены инерции.

С тех пор как в конце 1960-х годов были созданы SDR, мир претерпел фундаментальные изменения. Скрытые ожидания того, что доллар (или какая-либо другая национальная валюта) будет постепенно уступать роль главной резервной валюты SDR, не реализовались. Сложно понять, как в нынешней международной системе обменных курсов, в которой страны могут свободно выбирать свою курсовую политику, может произойти такая эволюция. Только в совершенно иной, гораздо более жестко регламентированной, международной денежной системе можно представить себе принципиально отличный сценарий в отношении роли SDR.

-- Следует ли некоторым странам Восточной Европы ускорить переход на евро? Видите ли вы перспективы этого процесса?

-- Еврозона, безусловно, открыта для всех стран Евросоюза. Однако процесс принятия евро четко определяется тем, насколько успешно каждой стране-кандидату удается соответствовать критериям, обозначенным в Маастрихтском договоре. Мы должны следовать этим четко установленным процедурам перехода к евро, и хочу подчеркнуть, что они одинаковы для всех стран, желающих присоединиться к еврозоне.

-- Какова ваша оценка состояния финансовой интеграции в Европе? Каковы приоритеты в вопросах развития инфраструктуры для платежной системы и обращения ценных бумаг?

-- Уровень финансовой интеграции варьируется в различных рыночных сегментах. Рынок, которого в большей степени касается наша единая денежная политика в еврозоне, то есть денежный рынок высоко интегрирован. Он также поддерживается введением единой платежной системы TARGET2. Кроме того, значительная степень интеграции наблюдается на рынке облигаций и -- во все более высокой степени -- на рынке акций. Эти тенденции получат дальнейшую поддержку благодаря запуску TARGET2 Securities (T2S), общей расчетной платформы для ценных бумаг в Европе. В то же время менее интегрированным является розничный банковский рынок в еврозоне. Он достаточно фрагментирован и нуждается в дополнительной интеграции, в частности, из-за недостатка единой инфраструктуры. В данном случае, думаю, проект Single Euro Payments Area (SEPA), направленный на создание гармонизированного и интегрированного рынка розничных платежей, принесет значительные улучшения в интеграции розничного банковского рынка.

Позвольте подчеркнуть, что во время нынешнего кризиса мы не должны терять стремление к большей финансовой интеграции, поскольку интегрированные рынки, основанные на согласованной и прочной инфраструктуре, принципиально важны для защиты финансовой стабильности.

-- Какова ваша оценка политики Банка России, который повышал процентные ставки в период кредитного кризиса для борьбы с инфляцией? Следует ли Центробанку продолжать ограничивать рост денежной массы, чтобы удержать инфляцию?

-- Как вам известно, ЕЦБ не комментирует решения в области монетарной политики других центробанков, поскольку каждый центробанк мира сталкивается с индивидуальными обстоятельствами. Я убеждена, что наши коллеги в Банке России, с которыми мы обменялись мнениями в марте в ходе одного из наших двусторонних семинаров, провели внимательную и тщательную оценку ситуации. В целом мы позитивно оцениваем тот факт, что Банк России твердо придерживается позиции достижения ценовой стабильности. Обеспечение ценовой стабильности и сохранение среднесрочных инфляционных ожиданий под контролем также содействуют финансовой стабильности.

-- Евросистема имеет общую программу с Банком России, цель которой -- помогать российскому ЦБ в реализации Basel II и в усовершенствовании его внутренней аудиторской практики. Какова ваша оценка развития этой программы?

-- Программа, о которой вы говорите, финансируется Евросоюзом и располагает бюджетом в 3 млн евро. Ее общая длительность составляет 33 месяца, а стартовала она 1 апреля 2008 года. Действительно, программа предполагает кооперацию в области банковского надзора и внутреннего аудита. Программа проходит очень хорошо и в полном соответствии с двумя основными задачами, в частности с поддержкой Банка России на его пути к постепенному внедрению всех трех компонентов Basel II, а также созданием условий для построения в ЦБ РФ внутренней системы риск-ориентированного аудита. Разумеется, ЦБ РФ будет определять темпы внедрения изменений в российской практике, особенно темпы перехода к Basel II. В целом я оцениваю успехи и своевременное выполнение программы как серьезное достижение, сделанное благодаря громадному дополнительному объему работы центробанков, которые в настоящий момент столкнулись также с решениями вопросов финансового кризиса. Все участники показали экстраординарную приверженность программе.

//  читайте тему  //  Банки