|
|
N°98, 08 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нулевая точка
Дмитрий Медведев призвал инвесторов не терять времени
На всех рекламных плакатах Петербургский экономический форум в этом году упоминался без порядкового номера. Организаторы решили не пугать участников тем, что форум был по счету тринадцатым. Впрочем, отпечаток этого несчастливого числа все же чувствовался. Начиная от погоды, которая была скорее осенней, сильных дождей и сильных ветров, и заканчивая настроем многих участников, на лицах которых, как образно заметил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, читалось влияние кризиса. "Погода подкачала, но она соответствует экономическим настроениям. По оценкам большинства экспертов, мы находимся на пике кризиса", -- сказал президент Дмитрий Медведев, открывая первое пленарное заседание форума.
Впрочем, несмотря на кризис, количество и состав участников форума, как чиновников, так и бизнесменов, по сравнению с прошлыми годами практически не изменились. Даже наоборот, если раньше Владимир Путин, а затем и Дмитрий Медведев проводили на "Ленэкспо" максимум полдня, то в этом году президент России отработал по полной программе. Он провел на форуме все дни его работы, выступая на разных мероприятиях и занимаясь, как теперь модно говорить, управлением в ручном режиме. Дмитрий Медведев немало встречался с представителями бизнеса, раз за разом убеждая предпринимателей не останавливать инвестиционный процесс -- ведь кризис не вечен. Впрочем, этим же занималась и прибывшая на петербургский форум добрая половина российского правительства.
Описывая состояние мировой экономики, Дмитрий Медведев не скупился на образы. "Кризис -- растение многолетнее и очень живучее", -- сказал он, открывая пленарное заседание. "Я не знаю другого примера в истории такого сплочения наций, кроме отражения агрессии в период второй мировой войны. Это внушает оптимизм", -- сказал он на встрече с главами международных корпораций.
"Инвестиционная активность, конечно, снижена, но она не умерла. И это очень хорошо, потому как кризис, конечно, закончится, а если мы не сможем создать какой-то более или менее внятный задел, то мы тогда войдем в послекризисное состояние с нулевой точки и потеряем просто время. Не говоря уже о том, что мы должны подготовиться к последующим проблемам, которые ввиду цикличности мировой экономики рано или поздно будут возникать", -- сказал Дмитрий Медведев на рабочем завтраке с руководителями международных корпораций и банковского сообщества.
Президент пригласил бизнесменов на корабль, пришвартованный у "Ленэкспо", и попытался донести до каждого: Россия по-прежнему остается привлекательной для инвестиций. По мнению г-на Медведева, развивающиеся рынки по своей природе являются более сложными, более волатильными, более зависимыми, но в то же время у них есть потенциал достаточно быстрого выхода из кризисных ситуаций.
"Я рассчитываю на то, что российская экономика преодолеет свои проблемы чуть быстрее, чем другие и чем мы сегодня на то рассчитываем", -- сказал президент. Бизнесмены с ним не спорили, более того, выражали готовность продолжать свой бизнес в России, но рассчитывали, что государство ответит им взаимностью. Так, президент компании "Алкоа" Клаус Кляйнфельд рассказал, что за прошлый год налоговики потребовали от их завода в Самаре 47 тыс. листов документации. Глава государства обещал помочь. "К сожалению, у нас пока, во-первых, очень громоздкая отчетность. Это не только в нашей стране, но у нас она действительно очень громоздкая. Во-вторых, практически не развит электронный документооборот, и мы должны обязательно сделать все, чтобы вот такое вот количество не изводилось на отчеты", -- отметил в свою очередь Дмитрий Медведев.
На встрече президента с главами энергетических компаний прозвучала просьба подумать над снижением налогообложения. "Вы задавали нам вопрос, что потребуется для разработки новых месторождений, я думаю, этот процесс связан с изменением налогообложения", -- сказал главный исполнительный директор компании "Шелл" Йерун ван дер Вир. Российский президент ответил уклончиво. "Налоговая база у нас снижается -- это медицинский факт. С другой стороны, есть риск заморозить бизнес. После того как мы убедимся, что самая острая фаза кризиса миновала, этот вопрос обязательно будет в повестке дня", -- сказал он.
Основа основ российской сырьевой экономики также не осталась без внимания. Президент посетил секцию петербургского форума под названием "Сколько стоит нефть". Ответ на этот вопрос был получен путем интерактивного голосования. Вначале проголосовал зал, четверть которого сошлась на том, что справедливая цена "черного золота" должна составлять 70--80 долл. за баррель. Затем голосовали пришедшие на секцию главы крупнейших нефтяных компаний. Большинство из них (31,4%) думает точно так же. Но 28% нефтяников полагают, что 80--90 долл. за баррель было бы справедливее. Зато за цену выше 130 долл. никто из нефтяных магнатов не проголосовал, а в зале таких нашлось около 2%.
По словам главного нефтяника в российском правительстве, председателя совета директоров "Роснефти", вице-премьера Игоря Сечина, большинство экспертов полагают, что цена, которая позволила бы в плановом режиме вести доработку месторождений и запускать новые, -- это 70--80 долл. за баррель. Более высокая является спекулятивной, а при более низкой добыча становится нерентабельной. По оценкам главы "Роснефти" Сергея Богданчикова, средняя цена в этом году составит 50--60 долл., и он не видит оснований пересматривать этот прогноз. Президент России пообещал в ближайшее время донести итоги этого голосования до стран "большой двадцатки".
Игорь Сечин убежден, что существующая на мировом нефтяном рынке система ценообразования устарела. "Перед нами стоит три задачи -- изменение категорий нефти, торгуемой на бирже. Потом необходим пересмотр механизмов ценообразования. И третья задача -- снижение системных рисков в отрасли", -- обозначил он программу- максимум.
"Несовершенство рынков во многом заложено в самом товаре, который торгуется на биржевых площадках", -- полагает вице-премьер. Он убежден, что ситуация, когда торгуется лишь два сорта нефти, а цена на остальные определяется вне биржи, попросту несправедлива. Однако действующая система форвардных контрактов устарела и также нуждается в пересмотре. "Мы не можем и не должны оставаться заложниками биржевых спекулянтов", -- заявил г-н Сечин. Кроме того, на торговлю нефтью негативное влияние оказывает привязка к одной валюте. Все эти идеи давно бродят в правительстве, но воплотить их в жизнь не так легко. Россия уже пыталась выйти на Нью-Йоркскую биржу с новым сортом Rebco, но не добилась успеха. Также были попытки начать торговлю нефтью за рубли, но и эта затея не нашла поддержки у покупателей.
Кроме тринадцатого экономического в эти дни в северной столице проходил и Первый зерновой форум. Его также открыл Дмитрий Медведев. И это стало первым мероприятием, на котором обсуждение кризиса отошло на второй план. "Многие просто смирились с тем, что каждые пять секунд в мире от голода умирает один ребенок. Мир озабочен только получением прибыли. Это просто аморально", -- заявил российский президент. Он предложил найти баланс между энергетической и продовольственной безопасностью, подумать о производстве биотоплива из непродовольственного сырья и обсудить перспективы создания регионального зернового пула. Ведь на встрече с президентом представители аграрного бизнеса много жаловались на закрытость для них европейских рынков. Открыть им Европу Дмитрий Медведев не обещал, но материальную помощь не исключил. "Отдельные элементы господдержки придется использовать. Трудности с кредитованием не оставляют нам выбора", -- сказал глава государства.
Вера СИТНИНА, Санкт-Петербург