|
|
N°86, 17 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самолеты без ремонта
На «Тюменских авиалиниях» вводится внешнее управление
Сегодня в Тюмени пройдет первое собрание кредиторов АО «Тюменские авиалинии». Они должны решить судьбу некогда одной из крупнейших авиакомпаний страны с парком в 37 самолетов. По информации газеты «Время новостей», временный наблюдающий Геннадий Герасимов будет рекомендовать кредиторам ввести в АО внешнее наблюдение. Он претендует и на дальнейшее (в течение года) управление предприятием -- должность внешнего управляющего.
С иском о банкротстве «Тюменских авиалиний» в декабре прошлого года обратилось в суд ОАО «ТЗК Рощино-ГСМ», которое обеспечивает самолеты авиатопливом. К тому времени предприятие уже было в долгах как в шелках (на сегодня долг только по зарплате персоналу составляет 12 млн руб.). В течение последних двух месяцев г-н Герасимов собирал кредиторов, их обнаружилось 515. «У авиакомпании было более 100 кредиторов с суммами долга менее 5 тыс. руб., поэтому пришлось попотеть, чтобы известить всех о собрании», -- признается он. Г-н Герасимов предполагает, что сегодня в офис компании явится по меньшей мере 50 кредиторов. В основных кредиторах значатся налоговая инспекция (долг перед ней составляет более 50 млн руб.) и Западно-Сибирское отделение Сбербанка (31 млн рублей).
Как сообщил газете «Время новостей» Геннадий Герасимов, в аналитическом обзоре о положении дел в компании, подготовленном для кредиторов, содержится жесткая критика в адрес менеджмента. «Он работал, мягко говоря, крайне неудовлетворительно, -- уверен Герасимов, -- а документооборот велся из рук вон плохо». Сумма кредиторской задолженности, отраженная в балансе, не соответствовала тому, что выявил временный наблюдающий. Из 300 млн руб. дебиторской задолженности реально взыскать лишь около 10%. Велика просроченная задолженность, по многим дебиторам отсутствуют документы, подтверждающие долг. В течение трех лет компания предоставляла пассажирам льготы, положенные по федеральным законам, но никто не просил у государства возместить затраты. Для того чтобы сейчас предъявить претензии, нужно иметь на руках по крайней мере 1200 билетов.
Еще одна причина банкротства «Тюменских авиалиний» кроется, по мнению Геннадия Герасимова, в истории их структурирования. Авиакомпания была создана на базе Тюменского объединенного авиаотряда, который занимался перевозками по всей области. В 1992 году авиаотряд был переименован в «Тюменские авиалинии». 30 мая 1997 года было зарегистрировано ОАО, и в том же году началось деление авиаотряда. Вначале отделился аэропорт Рощино, потом на базе других подразделений появились авиакомпании «Ямал», «Тюменьавиатранс», «Когалымавиа». Две последние тоже были не в лучшем финансовом положении, но для них нашлись инвесторы -- администрации Сургута и Ханты-Мансийского автономного округа. С тех пор материальная база «Тюменских авиалиний» осталась такой же, что и при дележе. А все потому, считает временный наблюдающий, что разделительный баланс в 1997 году был далеко не в пользу «Тюменских авиалиний». «Ребенок» был заранее обречен, -- говорит Герасимов, -- ему досталась дебиторская задолженность, но почти вся она была «мертвой». Для равновесия нагрузили кредиторской задолженностью».
Сегодня основная проблема авиакомпании -- старый авиапарк. Ремонт одного самолета обходится в 400--500 тыс. долл., а у «Тюменских авиалиний» более 20 самолетов требуют ремонта. Геннадий Герасимов уверен, что единственный выход из кризиса -- введение на предприятии внешнего управления сроком на год и поиск инвестора. В этом его поддерживает администрация Тюменской области. Область сама бы выступила в качестве инвестора, да денег нет. По некоторым сведениям, инвестиции в «Тюменские авиалинии» могут прийти с богатого Тюменского Севера.
Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург