|
|
N°99, 09 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опасная, но продуманная игра
В решении северокорейских проблем Москве нельзя упускать инициативу
Нынешнее беспрецедентное обострение ситуации на Корейском полуострове не случайность. Похоже, что КНДР руководствуется продуманной стратегией, решение о претворении которой в жизнь было принято в конце 2008 года. С января из Пхеньяна начали раздаваться воинственные заявления. В начале апреля, несмотря на протесты, был произведен запуск ракеты-носителя. Потом КНДР вышла из шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме, в которых участвуют Китай, США, Россия, Япония и два корейских государства. Всего через 40 дней она провела ядерное испытание, которое вряд ли можно было подготовить в столь сжатые сроки, а также осуществила новые ракетные пуски. Обострились отношения с Югом: КНДР вышла из соглашения о перемирии 1953 года и юридически находится в состоянии войны с коалицией войск ООН, из-за чего не исключены боевые столкновения на границе.
В чем же причина резкой смены курса Северной Кореи? Почему эта страна отказалась от попыток договориться с мировым сообществом и обменять свои ядерные программы на нормализацию отношений и экономическую помощь? Почему она вновь перешла к политике ядерного шантажа и конфронтации?
Очевидно, Пхеньян пришел к выводу, что растянувшийся на шесть лет процесс переговоров не позволяет ему обеспечить реализацию своих стратегических приоритетов. В 2005 году была согласована формула «отказ от ядерной программы в обмен на мир и помощь». Тогда руководство КНДР (по крайней мере, его часть) надеялось получить признание со стороны США, твердые гарантии безопасности (в том числе гарантии от попыток «мягкого» подрыва режима), замирение с Южной Кореей и экономическую помощь. На деле в обмен на реальные шаги по сворачиванию ядерных программ, включая вывод из эксплуатации ядерного реактора, Северную Корею кормили обещаниями.
В 2008 году в Южной Корее пришло к власти консервативное правительство. Президент Ли Мен Бак пересмотрел все достигнутые за десять лет межкорейские договоренности. Это убедило Пхеньян в том, что дипломатия не работает и есть лишь право силы. США предъявили к КНДР в рамках шестистороннего процесса очень жесткие требования, добиваясь предоставления нового, «более полного» отчета о ядерной программе, детальной проверки информации на местах и раскрытия данных о ядерном оружии. На фоне отсутствия продвижения к нормализации отношений с США, сохраняющейся враждебности со стороны Японии и невыполнения обязательств по энергетической помощи (в полном объеме их выполнила лишь Россия) власти Северной Кореи пришли к выводу, что истинной целью Запада остается смена режима.
Болезнь Ким Чен Ира, который пропал из виду в августе 2008 года более чем на три месяца, напугала северокорейскую политическую элиту, осознавшую хрупкость системы, замкнутой на одного человека. Стало ясно, что торг с Западом не дает гарантий выживания политической системы в случае возникновения внутренней нестабильности при возможной смене руководства. Недавние слухи о назначении «наследником» Ким Чен Уна, одного из сыновей вождя, лишь подтверждают серьезность ситуации. Хотя процесс «престолонаследования» займет немало времени и будет многоступенчатым, для его гладкого осуществления важна консолидация народа и элиты, что может быть особенно важным в случае внезапной смены власти. В последние годы в КНДР нарастала эрозия прежнего порядка: «размягчалась» система управления, развивались рыночные отношения, проникала «чуждая» идеология. Военная истерия и подновление «образа врага» являются проверенным средством сплочения подданных. Соединение факторов внутренней и внешней политики обусловило смену правил игры Пхеньяна с внешним миром.
КНДР играет в опасную, но продуманную игру и вряд ли допустит бесконтрольную эскалацию. Она готова и к санкциям -- хотя от степени их тяжести будет зависеть ответная реакция Пхеньяна, вплоть до приостановления членства в ООН. Северная Корея готова сколь угодно долго существовать в режиме «осажденной крепости», но при этом напряженность не должна обостряться дальше опасного для существования режима предела.
Подняв ставки и «выдрессировав» новичков в Вашингтоне, Пхеньян, очевидно, «милостиво согласится» на переговоры. Возможно, в качестве «разменной монеты» при первом контакте будут использованы оказавшиеся ныне под судом в Пхеньяне две американские журналистки (американские гражданки -- одна китайского, другая корейского происхождения -- были арестованы 17 марта на границе с Китаем во время съемки видеосюжета о северокорейских беженцах; 8 июня они были приговорены за «враждебную деятельность» против КНДР к 12 годам каторги).
Однако планка на переговорах будет установлена гораздо выше, чем это было раньше. КНДР не откажется от статуса ядерной страны. В настоящее время вопрос о ликвидации ядерного оружия там снят с повестки дня. Максимум, на что можно рассчитывать, -- это сворачивание ядерных и, возможно, ракетных программ при условии весомой компенсации. Речь идет не просто об экономической помощи, хотя строительство АЭС явно будет одним из условий. Потребуются реальные, проверяемые и необратимые шаги США по гарантии безопасности КНДР -- причем такие, которые упреждали бы северокорейские уступки.
Вначале продвижение будет возможно лишь в двустороннем диалоге КНДР и США, поскольку Северная Корея будет игнорировать Японию и Южную Корею. Готовы ли США поддаться на такой сценарий? Повышение Пхеньяном градуса напряженности (расширение ядерной деятельности, ракетный экспорт, военные провокации) при отсутствии возможности силового решения из-за угрозы ядерного возмездия -- хотя и обычными средствами КНДР в состоянии нанести неприемлемый ущерб противнику -- рано или поздно вынудит Вашингтон искать компромисс. Однако двусторонняя договоренность окажется непрочной, если не будет закреплена международными гарантиями в рамках шестисторонних переговоров, создающими новую систему мира и безопасности на Корейском полуострове. Такое решение позволит учесть законные интересы стран, вовлеченных в решение корейской ядерной проблемы.
Важнейшей задачей российской дипломатии является реанимация шестисторонних переговоров, даже если для этого придется способствовать началу и успешному развитию американо-северокорейского диалога. Нужно не допустить вытеснения России на периферию переговорного процесса. Нельзя упускать инициативу. Например, в апреле во время принятия заявления председателя Совбеза ООН с осуждением корейского ракетного пуска Россия не стала занимать самостоятельную позицию, хотя могла бы выступить с отдельным заявлением, отвергающим ужесточение санкций. Лишь так Москва сможет сохранить влияние на Пхеньян, где российские выпады в адрес руководства КНДР не проходят незамеченными. И заодно надо противодействовать линии на вытеснение России из урегулирования животрепещущей проблемы, затрагивающей интересы нашей страны.
Георгий ТОЛОРАЯ, директор корейских исследовательских программ отделения международных экономических и политических исследований