|
|
N°98, 08 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Строгий отбор
Открывается международный фестиваль анимации в Аннеси
Сегодня во французском городе Аннеси открывается самый большой и престижный фестиваль анимации. Почти 7 тыс. участников, 63 страны, 500 фильмов -- полнометражных и короткометражных, авторских и коммерческих, нарисованных карандашом и новейших трехмерных, архивных, документальных, а главное, самых свежих, многие из которых датируются 2009 годом.
Нас, конечно, в первую очередь интересуют российские участники конкурса, а их совсем немало, поскольку пока еще фестивали собирают фильмы, снятые в прошлом году, то есть до падения нашего мультпроизводства. Если в 2008-м главными российскими участниками конкурса были сказки из «Горы самоцветов» студии «Пилот», то сейчас больше всего наших дипломников. (К этой номинации всегда особенно пристальное внимание, именно тут начинают знаменитые режиссеры, и отсюда рекрутируют работников мировые студии.) В программе выпускных фильмов есть две однокурсницы, только что окончившие ВГИК и снявшие нежные девические фильмы: Александра Лукина («Дочки-матери» -- легкий монохромный рисунок о девочке, печально повторяющей судьбу матери-одиночки) и Вера Мякишева («Ожидая» -- слоновья семейная история, где сначала слоник-малыш все время ждет маму с работы, а потом уже она, старенькая, ждет, когда ее навестит сын). Третий наш участник студенческого конкурса -- известный комиксист и организатор фестиваля «КомМиссия» Хихус (Павел Сухих), который за последнее время снял несколько занятных картин. В конкурс взяли его ироническую притчу о ложной репутации «Человек с ветром в голове». Фильм сделан не на студенческой скамье (Хихус киношкол не оканчивал), но на базе и с помощью школы-студии ШАР, то есть условно тоже может считаться учебным.
В главном для Аннеси конкурсе, короткометражек, наших двое. Дарина Шмидт с питерской студии «Мельница» показывает свою дебютную картину «Маленькая Василиса», обаятельную сказку, нарисованную в духе лоскутного шитья (в России она за прошлый год победила на всех возможных фестивалях). Иван Максимов представляет «Дополнительные возможности Пятачка» -- монструозный парафраз сюжетов «Винни-Пуха».
Вообще короткометражный конкурс выглядит очень солидно. Тут будет новый фильм канадца Корделла Баркера (режиссера, дважды номинированного на «Оскара», в частности, с фильмом «Кот вернулся»). «Сбежавший поезд» Баркера, который покажут в конкурсе, только что вернулся из Канна с малым призом Недели критики. Из других знаменитостей будут Ник Парк с новой серией про Уоллиса и Громита, Жорж Швицгебель с фильмом «Ретушь», Прийт Пярн с картиной «Жизнь без Габриэллы Ферри», которую уже видели осенью зрители Большого фестиваля мультфильмов в Москве. В конкурс попали и два пярновских ученика: Каспар Янцис из Эстонии («Крокодил») и Владимир Лещев из Латвии («Крылья и весла»).
В этом году в селекционную комиссию короткометражек входил бывший пилотовец Алексей Алексеев, теперь живущий в Венгрии. Отборщики Аннеси знамениты своей строгостью, это видно даже по тому, каких знаменитостей они оставляют за бортом. Например, во внеконкурсную программу попал новый фильм канадца Криса Ландрета «Позвоночник», а этот режиссер, между прочим, брал «Оскара» за фильм «Райан» (фантазия о другом знаменитом режиссере, Райане Ларкине). И свежая картина Гила Алкабеца, чья лента «Умереть от любви» несколько лет назад собрала все возможные призы. Теперь живущий в Германии израильтянин снял фильм с издевательским названием «Таймкод Да Винчи», но в конкурс не попал. Из условно наших во внеконкурсной программе значится еще силуэтный «Королевский кошмар» Алексея Будовского, живущего в США, но регулярно показывающего фильмы на отечественных фестивалях.
Переходим к полному метру. Тут, разумеется, наших картин нет -- в «большом» производстве, требующем огромных денег и налаженной «машины», мы совершенно неконкурентоспособны. Зато из девяти фильмов, отобранных в конкурс, два российские зрители уже видели -- это трехмерные «Монстры против пришельцев» и еще более трехмерная (то есть не только нарисованная в компьютере в технологии 3D, но и снятая так, что для полного эффекта объемности ее нужно смотреть с очками) тоже американская «Коралина». Более всего в конкурсе Аннеси ждут нового фильма австралийца Адама Элиота, получившего пять лет назад «Оскара» за короткометражку «Харви Крампет». Теперь он снял полный метр «Мэри и Макс» по собственному сценарию. В нем снова все весьма необычно: речь идет о дружбе по переписке аутичного 40-летнего толстяка-американца Макса Горовица и восьмилетней австралийской девочки.
В рекламе и клипах опять-таки наших соотечественников нет (если не считать девушек, уехавших учиться в Германию, -- Вероника Самарцева и Анна Самойлович сняли славный музыкальный клип «Привет, Антенна»). Зато в номинации «ТВ-сериал», как ни странно, есть участник из России: это Влад Барбэ, начавший на студии М.И.Р. снимать трехмерный сериал «КОАПП». На конкурсе покажут одну его часть -- «Пропало озеро».
И еще одно очень важное российское участие. Целых три события фестиваля посвящены только недавно обнаруженному пионеру русской анимации Александру Ширяеву. То есть сам Ширяев (танцор и хореограф Мариинского театра) -- достаточно известная фигура в истории балета, но теперь выяснилось, что он снимал и изумительные танцевальные кукольные мультфильмы, причем уже в 1906 году, то есть существенно раньше не только Владислава Старевича, который, как считалось, снял первый в мире кукольный фильм, но и Эмиля Коля, которого принято считать вообще первым в мире аниматором. Во-первых, в библиотеке фестивального центра все дни будет открыта выставка, посвященная Ширяеву, во-вторых, будет показан документальный фильм киноведа Евгения Бочарова «Запоздавшая премьера», который российские зрители уже видели на фестивалях и на канале «Культура». А кроме того, в Аннеси впервые будет показана почти часовая уникальная подборка из сохранившихся мультфильмов Ширяева. Кстати, восстанавливать старые пленки Бочарову помогали, как ни странно, не в России, а в Англии, на студии «Аардман», руководство которой очень заинтересовалось этим проектом.
Теперь конспективно о прочем. В Аннеси принято каждый фестиваль выбирать страну, анимации которой будет посвящено особое внимание. В прошлом году в фокусе была Индия, в этом -- Германия. Кроме того, подготовлен целый блок программ, посвященных танцу в анимации, и блок программ, где героем становится Луна (в связи с 40-летием высадки на спутник Земли). Еще один юбилей: американская радикальная общественная организация ACT UP, защищающая права больных СПИДом, представляет на этом фестивале программу «20 лет предохранения» (кстати, в этой подборке среди самых ранних картин два двухминутных фильма украинского режиссера Михаила Титова 1992 года). Остается добавить, что всю неделю, до церемонии закрытия и вручения призов, которое произойдет 13 июня, на поляне перед фестивальным центром на гигантском экране под открытым небом будут показывать знаменитые фестивальные мультфильмы прошлых лет.
Дина ГОДЕР