Вчера одна из крупнейших отечественных компаний по объемам добычи «Сургутнефтегаз» официально объявила о закрытии своей стопроцентной «дочки» «Сургутнефтегазбурение». Отметим, что это далеко не первое нефтесервисное предприятие, которое ликвидируется в последнее время. В начале этой недели
масштабная реорганизация произошла в ТНК-ВР. По мнению экспертов, тенденция, которую вскоре могут продолжить и другие компании, связана с желанием корпораций избавиться от малоэффективных активов.
В самом «Сургутнефтегазе» раскрывать подробности реорганизации активов не захотели, ограничившись лишь констатацией того, что нефтесервисное дочернее предприятие «Сургутнефтегазбурение» было ликвидировано. Тем не менее опрошенные «Временем новостей» эксперты утверждают, что в отечественном нефтегазовом секторе можно говорить уже о сложившейся тенденции к реструктуризации сервисных дочерних предприятий. Действительно, только в начале текущей недели российско-британская ТНК-ВР объявила о том, что заключен договор купли-продажи с крупнейшим поставщиком нефтесервисных услуг -- швейцарской корпорацией Weatherford International. Соглашение предусматривало продажу швейцарцам сразу десяти предприятий, занимающихся бурением и ремонтом скважин в Сибири и Волго-Уральском регионе. В обмен на них ТНК-ВР получила 3,48% акций Weatherford по минимальной цене и приоритетный доступ к ее высоким технологиям добычи. Сумма сделки оценивается примерно в 500 млн долл. Напомним также, что в начале недели «для упрощения структуры компании и устранения перекрестного владения 5% акций» ТНК-ВР перевела под свое непосредственное управление четыре дочерние компании -- «Сиданко-инвестментс», «Сиданко-нефтепереработка», «Сиданко-секьюритиз» и «Сборсаре-менеджмент».
Как пояснил директор Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, такая оптимизация активов российских корпораций указывает на то, что кризис распространяется на все сферы отечественной экономики. «Ликвидация сервисных структур, в частности, означает то, что у компаний сокращается количество заказов. Это тревожная тенденция. В том числе и потому, что в процессе закрытия дочерних предприятий могут быть сокращены и люди, на них работающие. Включение же в состав компаний их вчерашних «дочек» указывает на желание сэкономить на посредниках», -- сообщил эксперт.
По словам заведующего лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института экономики переходного периода Юрия Бобылева, решение о ликвидации сервисных предприятий может быть связано с их низкой эффективностью. «Еще недавно наблюдалась обратная тенденция -- компании старались выделить сервисные предприятия из своего состава, чтобы они могли кормить себя сами и при этом выполнять заказы как материнской структуры, так и других компаний. Но из-за кризиса количество заказов сократилось, а если нет объема работ, то предприятие закрывается», -- пояснил эксперт. Эту позицию разделяет и Леонид Григорьев: «Собственные сервисные компании оказались слишком дороги, и с приходом кризиса у корпораций больше не было возможности на них тратиться». Кроме того, по словам Юрия Бобылева, отечественные сервисные компании не владеют теми передовыми технологиями бурения и геологоразведки, которыми располагают западные конкуренты. «Гидроразрыв пласта, горизонтальное бурение скважин, сложные геологоразведочные работы -- наши фирмы делать этого не умеют, а если и умеют, то делают это плохо», -- подытожил эксперт.
"Сургутнефтегаз" подал иск к венгерскому концерну MOL, 21,2% акций которого российская компания купила весной этого года, по поводу отказа во включении в реестр акционеров. "MOL сообщает участникам рынка капитала, что "Сургутнефтегаз" подал иск в Центральный регистрационный суд против компании из-за отказа во включении в реестр акционеров", -- говорится в сообщении венгерского концерна. Как сообщалось, "Сургутнефтегаз" в начале апреля завершил сделку по покупке 21,2% акций венгерского концерна MOL у австрийской OMV за 1,4 млрд евро. MOL оценила эту сделку как недружелюбную. Покупка "Сургутнефтегазом" доли в MOL также вызвала противодействие в венгерских политических кругах. В конце апреля MOL провел собрание акционеров, в ходе которого внес изменения в устав, направленные на защиту от возможных недружественных поглощений. При этом "Сургутнефтегаз", несмотря на свой пакет акций в MOL, на это собрание не был допущен -- российская компания не была включена в реестр акционеров венгерского концерна.
ИНТЕРФАКС-АНИ