Время новостей
     N°96, 04 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2009
А за отморозка ответишь
Дмитрий Медведев рекомендует Александру Лукашенко быть повежливее
«Обмен мнениями» между Москвой и Минском, больше похожий на риторику враждебных друг другу государств, вчера продолжил президент России Дмитрий Медведев. Проводя совещание по экономическим вопросам, он полностью поддержал министра финансов Алексея Кудрина, сильно обидевшего на днях своими оценками белорусской экономической политики Александра Лукашенко. Не называя по имени президента Белоруссии, г-н Медведев адресовал ему настоящую отповедь.

Как известно, неделю назад Алексей Кудрин действительно поступил не совсем вежливо: приехав в Минск в составе российской делегации под руководством премьера Владимира Путина, глава Минфина честно сказал прессе все, что думает по поводу эффективности антикризисной политики партнеров по союзному государству (а именно, что золотовалютные резервы могут закончиться к концу третьего квартала, что не нужно «все время говорить, что все хорошо» и что Минск отказался брать у Москвы кредит в рублях). Г-н Лукашенко в это время мирно переговаривался с российским премьером и рассказывал ему о радужных планах роста белорусского ВВП в этом году. Проводив московских гостей, на следующий день г-н Лукашенко в доступных ему выражениях разоблачил «преступный заговор» гг. Путина и Кудрина. Последний, по его словам, «полностью консолидировался с нашими отморозками, которые здесь на западные деньги вякают и начинают нас учить работать». Но, утверждал президент Белоруссии, Кудрин «солидаризировался с отморозками» не по собственной воле, а по согласованию с Владимиром Путиным: «Уже не первый раз создается ситуация, когда нас хотят взять голенькими и голыми руками, бесплатно. Ведь Владимир Путин сказал, что на подлете к Минску они с Кудриным обсудили ситуацию. И тут Кудрин разразился тирадой. Что, это было не согласовано? Все это было согласовано!»

«Мы активно по-партнерски работаем с нашими ближайшими соседями, помогаем им в преодолении кризисных явлений, в том числе финансами, и немаленькими финансами», -- заметил вчера г-н Медведев. И, по его словам, «иногда это сопровождается необходимостью комментировать экономическую ситуацию в этих странах».

Дальше президент обратился уже непосредственно к «ближайшим партнерам»: «Но мы никогда не позволяли и не будем позволять себе личных характеристик в отношении руководителей других стран, хотя мы могли бы сказать что-нибудь в отношении эффективности экономических мер, ими предпринимаемых, почему они обращаются к нам за помощью, поддержкой. Считаю, что с точки зрения дипломатической этики это неприемлемо, и рассчитываю, что такую же позицию займут и наши ближайшие партнеры».

Следует отметить, что Дмитрий Медведев совсем недавно в резкой форме (хотя и заочно) предупредил г-на Кудрина, что тому не следует выступать с пессимистичными оценками в отношении собственно российской экономики. Но в случае с Минском президент подтверждает: комментарии г-на Кудрина -- это необходимость.

Алексей Кудрин, выйдя вчера с совещания у президента, объяснил журналистам свои подходы к трудным переговорщикам: «Я, например, работаю в Госдуме со всеми фракциями. Я прихожу и в КПРФ, и в ЛДПР, и в «Справедливую Россию», хотя они позволяют себе высказывания и о политике правительства, и о моем личном участии. Это на деловую сферу, на выполнение моих профессиональных обязанностей никак не влияет». С Минском, пообещал г-н Кудрин, продолжит разговор. Но, очевидно, с прежних позиций: он подчеркнул, что в прошлый четверг «высказывал объективные оценки, которые сделаны не только Россией, но и международными институтами».

Надо сказать, что Александр Лукашенко, который и так довольно часто нелицеприятно высказывается в адрес российских властей, не впервые находит в Москве конкретных «врагов». В конце 2003 года, когда речь еще шла о переходе на единую валюту, но переговоры буксовали, г-н Лукашенко сказал: «Может, негоже президенту на этот счет высказываться, но мы знаем этот анонимный источник (чьи пессимистичные оценки объединения передали информагентства. -- Ред.). Это советник президента Сергей Приходько, а режиссер -- Волошин». Как известно, Александр Волошин в 2003 году покинул пост главы президентской администрации, а Сергей Приходько по-прежнему работает в Кремле.

«Не хочет ли Россия зацепить нас на крючок и -- рыбаки, наверное, знают, как это делать, -- в нужный момент нас подтягивать, но если будет очень трудно, отпускать, пока рыба не устанет, чтобы потом выбросить на берег? Нечего бояться России. Слон Моську боится. Бояться не надо», -- это Александр Лукашенко образца 2003 года. «Игра затеяна по-крупному, имейте в виду. Выстоим -- будет государство. Не выстоим -- сомнут и бесплатно в карман положат, будем бегать потом и посматривать налево и направо, чтобы нам кусок хлеба со стола кинули», -- это белорусский президент говорил своим министрам неделю назад. Рыба, как видим, не устала.

Между тем белорусский минфин вчера решил внести ясность в вопрос о российском кредите. Ясность оказалась такой, что Минск просил не один кредит, а два. Что же касается г-на Кудрина, то он, по мнению белорусского министра финансов Андрея Харковца, «манипулирует понятиями».

«Мы запрашивали два кредита, один из которых в 500 млн долл. на пополнение золотовалютных резервов, и параллельно вели переговоры по привлечению кредита в объеме 100 млрд российских руб. для финансирования взаимной торговли, обслуживания взаимных расчетов в российских рублях», -- приводит ТАСС слова Андрея Харковца. Он признал, что Россия действительно предложила выделить 500 млн долл. в российских рублях: «Так как российский рубль конвертируемый, то они нам заявили, что мы можем взять этот кредит и в российских рублях, и в долларах». При этом, поясняет министр, позиция белорусской стороны -- «это не отказ от того, чтобы взять кредит в российских рублях, по сути, мы говорим о двух принципиально разных кредитах». Несмотря на пояснение, «позиция» так и осталась неясной.

Впрочем, главное -- переговоры о кредитах продолжаются, и Минск, по словам г-на Харковца, готов «предоставить всю необходимую информацию, статистика не такая плохая, но есть ряд вопросов во взаимной торговле между двумя странами». При этом белорусские власти, которые уже девальвировали валюту, сократили бюджетные расходы и заключили соглашение с МВФ о кредите в 2,5 млрд долл., все-таки признают вероятность и ухудшения статистики. Так, г-н Харковец вчера не исключил появления дефицита бюджета, который на данный момент сбалансирован. «Если договоримся с МВФ о дефиците бюджета (т.е. если МВФ согласится изменить параметры экономической программы для Белоруссии, сохраняя кредитное финансирование. -- Ред.), то найдем внутренние источники для его финансирования», -- сказал министр. Логика подсказывает, что за этими словами стоит готовность белорусского правительства обратиться к нацбанку с просьбой напечатать недостающие рубли и прокредитовать бюджет. Это, вероятно, может вызвать у Алексея Кудрина новые критические замечания.

Андрей ДЕНИСОВ
//  читайте тему  //  Россия и Белоруссия