|
|
N°97, 05 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гонки несогласных
Состав участников следующего чемпионата мира пока никто не знает
«Ура! «Формула-1» спасена! Команды и ФИА нашли компромисс», -- к такому выводу можно было прийти, когда 29 мая, в последний день подачи заявок для участия в чемпионате следующего года, все действующие участники все-таки решили не игнорировать это мероприятие. Вернее, до последнего с заявками тянули только девять из десяти конюшен. «Уильямс» подал свою почти сразу после открытия недельного заявочного окна, не пожелав играть в чужие игры. За что поплатился местом в Ассоциации команд «Ф-1» (ФОТА): членство слишком независимой команды в этом дружном коллективе приостановлено.
На деле оказалось, что радоваться рано -- никакой определенности еще нет и в помине. Свое возможное участие команды оговорили жесткими условиями, которые звучат как настоящий ультиматум федерации. Условий всего два. Во-первых, до 12 июня необходимо подписать Договор согласия между командами, держателем коммерческих прав (ФОМ) и федерацией, который, как говорится в заявлении, «гарантирует будущее «Формулы-1», связав все стороны формальными отношениями, и послужит залогом ее стабильности и разумного руководства». Команды и Берни Экклстоун со стороны ФОМ готовы подписать этот документ хоть сегодня, несмотря на то, что его обсуждение длится уже не первый год. Но для Макса Мосли, как президента федерации и главного инициатора реформ, это соглашение может нарушить все планы. В Договоре согласия четко прописаны права и обязанности всех его участников, и подписав его, ФИА лишится права вносить поправки в правила проведения чемпионата когда и как заблагорассудиться ее руководству и будет обязана исполнять все решения специальной комиссии, состоящей из представителей команд, организаторов этапов, ФОМ и ФИА.
Такое ограничение полномочий явно не устраивает Мосли. «Мы в течение 60 лет устанавливали правила и не собираемся отступать от этого», -- заявил в ответ на это непреклонный англичанин. И вряд ли его позиция смягчится и в дальнейшем. К тому же второй пункт, оговоренный командами, выглядит для него еще более неприемлемым. Требуя сохранить регламент этого года и в следующем, ФОТА покусилась на священную президентскую корову -- сокращение затрат. Но взамен и Экклстоун, и Мосли получат именно то, чего они упорно добивались от команд несколько лет подряд: гарантированного участия на оговоренный срок. Пока речь идет о трех ближайших сезонах, и это означает, что по крайней мере до 2012 года у «Формулы» не должно быть проблем с количеством машин на трассах. В конце концов от идеи уменьшить стоимость участия в чемпионате команды тоже не отказываются, но предлагают делать это менее радикально и по более понятным правилам, чем того хочет ФИА.
Однако Макс Мосли уже объявил «весенний призыв» в ограниченный бюджетный контингент. От новобранцев, если верить сведениям, поступающим из ФИА, нет отбоя. Из них уже можно сформировать полноценный состав для нового чемпионата. Встречаются среди этих команд и прославленные имена вроде «Марча» или «Бребема». Однако слава этих команд давно прошла, а большинство новичков и вовсе на слуху разве что у хороших знатоков автоспорта. Как метко заметил президент «Феррари» Лука де Монтедземоло, они годятся разве что для участия в «Формуле-3». Может быть, несколько грубая шутка, учитывая результаты самой скудерии в этом сезоне, но правды в ней изрядная порция. Но Мосли уже поздно отказывать приглашенным: 12 июня, то есть через пять дней после Гран-при Турции, он должен объявить, кому из старожилов и новичков предстоит в следующем году выйти на старт чемпионата. При этом приоритет имеют действующие команды, а новичкам отводится только три места. Но нельзя исключать вариант, что всем нынешним командам придется еще повоевать за свое место в Королевских гонках, если ФИА все-таки не пойдет на уступки.
Глядя на то, как с каждой новой победой «Брауна» постепенно тает интерес болельщиков к нынешнему чемпионату, рисуются далеко не радужные картины недалекого будущего, если в Больших призах все же произойдет глобальная смена состава. Состязание в скромности бюджетов между непонятными «Кампосами» и полузабытыми «Лолами» зрительского энтузиазма явно не поднимет. Трудно даже представить себе трассу «Формулы-1» без гордо реющих над трибунами алых знамен с гарцующем жеребцом. Конечно, можно возразить, что болеют не только за команды, но и за пилотов, но вот что-то у неплохого парня Дженсона Баттона моря поклонников пока не наблюдается, несмотря на его уверенное движение к чемпионскому титулу. Да, время и победы создадут необходимую ауру для возникновения фанатов, но легенду за один год не создашь. Миры до основания разрушались быстро и не раз, а вот отстраивались заново тяжело и долго.
Дмитрий СИТНИК