|
|
N°86, 17 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цирк сгорел, клоны разбежались
Второй эпизод «Звездных войн» на московских экранах
О том, чтобы второй эпизод «Звездных войн» хотя бы минимально приблизился по настроению, пафосу и мощи к оригинальным (четвертой, пятой и шестой) частям саги, не мечтал, пожалуй, ни один здравомыслящий фанат. Уже по эпизоду первому, «Призрачной угрозе», было понятно, что в старые мехи Джордж Лукас влил никак не вино, а пепси-колу, вдобавок еще и выдохшуюся. Один из величайших кинематографических мифов последнего тридцатилетия на глазах превратился в голографический фантом: объем вроде бы присутствует, но если заглянуть по другую сторону экрана, не увидишь ничего, кроме пустоты. Со следующей серией, начавшей свой заведомо триумфальный марш-бросок по экранам мира, дело обстоит еще хуже.
Действие происходит через десять лет после того, как юный Анакин Скайуокер (будущий темный властелин Дарт Вейдер, а пока просто на редкость способный и даровитый мальчишка с задатками рыцаря-джедая) попал под крыло к наставнику Оби-Ван Кеноби. Теперь Анакин -- юноша с горящим взором и непомерными амбициями; он принимает самое активное участие в хитросплетениях межпланетной политики и неожиданно чувствует запретное для рыцаря-джедая влечение к бывшей королеве, а теперь канцлеру Падме Амидале. А тем временем на пыльных тропинках далеких планет начинается война между республиканцами и сепаратистами, в которой используются армии клонов.
Ясное дело, когда говорят пушки (тем более лазерные), музы могут и помолчать. Но даже в этом случае молчание было бы куда более достойным выходом, нежели то невразумительное попискивание, которое с важным видом издают все герои новоявленной «Атаки». Американские рецензенты абсолютно правы: более смехотворных и выспренних диалогов не было даже в советских военно-патриотических эпопеях восьмидесятых годов. Более того, рассуждая о вечном и насущном, все герои (а не только один наставник Йода, как раньше) сбиваются на совершенно несусветный пятистопный ямб, вроде того, которым Васисуалий Лоханкин увещевал неверную супругу. Это тем более обидно, что в «Звездных войнах» речь идет все-таки не о лоханкинском сопернике Птибурдукове, а о вещах куда более интересных и значимых. «В основе «Атаки клонов» лежат все те же, знакомые по всем ранее выпущенным эпизодам саги темы: стремление к открытиям, индивидуальность, героизм, долг и честь», -- утверждает официальный пресс-релиз. И с ним сложно спорить: долг, честь, индивидуализм и прочие в высшей степени достойные темы именно что «лежат в основе». Мертвым грузом. А на этом безмолвном фундаменте громоздится лукасовский «Дворец Советов» -- помпезное, дорогостоящее и бессмысленное сооружение из утомляющих своей нарочитой новизной спецэффектов, одномерных героев и несмешных шуток. Многажды прославленная «не знающая границ фантазия» Лукаса обернулась обыкновенной и утомительной эклектикой, не чурающейся, к слову, прямого плагиата: скажем, сцена погони джедаев за наемным убийцей по многочисленным ярусам футуристического мегаполиса один в один позаимствована из «Пятого элемента». А королевский дворец на планете Набу подозрительно напоминает сочинский санаторий, показанный некогда в отечественном «Старике Хоттабыче». И примерам подобного рода нет числа.
Можно еще долго придираться к фильму по мелочам и сетовать, допустим, на то, что сыгравшему Оби-Ван Кеноби Эвану Макгрегору совершенно не идет борода. Но главный прокол «Атаки клонов» все-таки не в этом. Основная беда картины в том, что ее при всем желании нельзя назвать предысторией настоящих «Звездных войн». Новый фильм живет по абсолютно другим законам. Скорее он напоминает «вариацию на тему» с использованием раскрученных персонажей и мотивов и соотносится с «Новой надеждой» или «Возвращением джедая» не более, чем недавний «Царь скорпионов» с «Мумиями». Это просто перламутровые пуговицы, огромные, переливающиеся, дорогие, но в отсутствие «того же самого» халатика, который искал Семен Семеныч Горбунков. Лучше предположить, что у знакомых по старым сериям героев не было вообще никакой предыстории, чем согласиться с вариантом, предложенным Лукасом.
Обиднейший провал связан с Анакином Скайуокером. Дарт Вейдер -- один из самых выразительных, загадочных и харизматичных злодеев мирового кино, образ объемный и противоречивый, вызывающий интерес не меньший (а у некоторых особенно пристрастных зрителей и куда больший), чем однозначно положительные герои саги. И по-настоящему больно видеть, что твой любимый злодей, оказывается, в молодости был таким, как сыгравший юного Анакина Хейден Кристенсен -- невоспитанным, вздорным и неумным юнцом с внешностью солиста третьего состава «Ласкового мая». Так и хочется крикнуть на весь зал: «Это неправда! Он был совсем не таким! Остановите просмотр!» И поневоле задуматься: если темная сторона пресловутой Силы способна привлечь на свою сторону настоящего аристократа графа Дуку, сыгранного великим Кристофером Ли (одна из немногих настоящих актерских удач фильма), и сделать из отвратительного недоросля Анакина темного властелина Вейдера, может быть, не так уж она и плоха?
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ