|
|
N°96, 04 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Азербайджанская мечта
На конференции в Баку готовятся к экспорту газа в разных направлениях
Сегодня-завтра Азербайджан и Турция намерены завершить переговоры о пересмотре цен на газ, который поставляется в рамках первой фазы освоения месторождения «Шах-Дениз». По словам турецкого посла в Баку Хулуси Кылыджа, соглашение о повышении цены должно быть достигнуто в кулуарах конференции Caspian Oil and Gas-2009, которая проходит со 2 по 5 июня в азербайджанской столице. Перед началом финального раунда переговоров источник в Госнефтекомпании Азербайджана говорил о твердом намерении продавать газ по 200--250 долл. за тысячу кубометров вместо нынешних 120 долларов.
Если это произойдет, то одно из важных препятствий для перспектив экспорта в Европу газа со второй стадии проекта будет преодолено. Баку и Анкара смогут перейти к предметным переговорам об условиях транзита топлива по турецкой территории, а европейские участники трубопроводных проектов Nabucco (из Турции в Австрию) и IGTI (из Турции в Италию) -- сделать конкретные предложения о закупке азербайджанского газа.
«Здесь находится делегация российского «Газпрома», которая ведет переговоры с нашей госнефтекомпанией, -- заявил вчера министр промышленности и энергетики Натик Алиев, видимо, чтобы подзадорить европейцев. -- Это длительный процесс, так как речь идет о долгосрочном соглашении и стороны решают стратегические вопросы. "Газпром" хочет купить газ в рамках как ныне реализуемой стадии-1 разработки месторождения «Шах-Дениз», так и планируемой стадии-2».
Правительство страны уже обрисовало исходные данные для будущего торга: газ будет продан по наилучшей на рынке цене, но при этом экспорт планируется по нескольким направлениям, чтобы избежать проблемы монопокупателя. «Мы должны оценить все предложения и выбрать наиболее выгодное с коммерческой точки зрения. Но одно могу сказать, что весь газ по одному направлению не пойдет», -- отметил министр. Среди претендентов помимо «Газпрома» вчера в Баку был назван Иран, который, по словам г-на Алиева, как и российский концерн, готов купить весь газ со второй фазы «Шах-Дениза». Кроме того, он раскритиковал проект Nabucco за отсутствие реального прогресса в его реализации, очевидно, подталкивая Европу и Турцию к большей активности и сговорчивости. Европейцы же хотят от Баку внятных долгосрочных гарантий поставок по тому же Nabucco, поскольку экспортный потенциал Азербайджана, даже по самым оптимистичным оценкам, ограничен 30 млрд кубометров в год.
В 2009 году добычу в рамках первой части освоения «Шах-Дениза» планируется вывести на проектный уровень -- 8 млрд кубометров, а экспорт в Турцию -- до контрактных 6,6 млрд кубометров. На повышении цены этого газа и настаивает Баку. Однако основной торг идет вокруг объема, который планируется добывать на второй стадии. До последнего времени речь шла о намерении извлекать с 2012 года около 12 млрд кубометров газа в год. Но несколько месяцев назад азербайджанские чиновники стали говорить о пересмотре сроков второй стадии «Шах-Дениза». Вчера г-н Алиев сказал, что о новых сроках будет объявлено в ближайшие дни. А президент компании StatoilHydro Azerbaijan (входит в консорциум по разработке) Кристиан Хаусфен неожиданно заявил, что объем годовой добычи газа на месторождении оценивается в 30 млрд кубометров в течение 30 лет.
В 30 млрд кубометров ежегодно он оценил и экспортный потенциал, но только на протяжении 10--15 лет. Даже по столь оптимистичной оценке видно, что азербайджанский газ не в состоянии обеспечить загрузку «Южного коридора», включая Nabucco (31 млрд кубометров в год) и IGTI (8--12 млрд кубометров), не говоря уже о «Газпроме».
Не случайно из Баку регулярно появляются замечания о том, что у Nabucco нет источников газа и европейцам следует определиться с тем, по какому проекту они хотят получать азербайджанское сырье. Хотя понятно, что единой Европы в данном вопросе не существует в принципе -- есть интересы отдельных стран и отдельных компаний, которые участвуют в разных проектах. И поделить азербайджанский газ между Турцией, Грецией, Австрией, Германией и Италией, не загубив при этом один из проектов, пока не получается.
Отсюда и критика более крупного и противоречивого проекта Nabucco. «Nabucco очень сырой проект. О нем говорят на конференциях и саммитах, он получает какую-то поддержку государств и компаний, но реальных, практических шагов нет. Нет даже источников газа, ни с кем не заключено соглашений о поставках. Первоначально вообще планировалось, что по Nabucco пойдет газ из Ирана и Персидского залива, а потом уже вышел Каспийский регион. А здесь есть свои проблемы, Азербайджан может отвечать только за себя, за Туркменистан и Казахстан мы отвечать не можем», -- заявил г-н Алиев, намекая, что делегации из этих стран даже не подписали декларацию по «Южному коридору» на майском саммите в Праге.
«К сожалению, переговоры о поставках газа в Европу идут очень медленно, -- в свою очередь признал г-н Хаусфен, -- но положительная динамика в переговорах между Азербайджаном и Турцией продвинет нас на несколько шагов вперед». Ждать в общем-то осталось недолго. Под положительной динамикой подразумевается не только договоренности о цене, но и изменение позиции Анкары относительно транзита азербайджанского газа. До сих пор турецкие переговорщики рассчитывали получить часть газа для самостоятельного маркетинга в Европе, но в середине мая премьер Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что его страна готова довольствоваться ролью транзитера и потребителя.
Предложение российской стороны об изменении условий межгосударственного соглашения о транзите азербайджанской нефти через территорию РФ «серьезно рассматривается в Баку», заявил вчера вице-президент Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) Эльшад Насиров. В то же время он подчеркнул, что, по мнению азербайджанской стороны, «соглашение, подписанное в 1996 году, отвечает интересам двух стран». «В случае повышения или понижения цен на нефть ни одна из сторон не несет серьезных убытков от этого соглашения, -- отметил топ-менеджер. На прошлой неделе российский министр энергетики Сергей Шматко по итогам 12-го заседания межправкомиссии по экономическому сотрудничеству между Азербайджаном и Россией заявил, что коллегам из Баку представлены две поправки в действующее соглашение о прокачке. «Ждем ответа», -- сообщил министр. По его словам, Азербайджан не выбирает квоту в 5 млн тонн ежегодно по нефтепроводу Баку--Новороссийск. «Поэтому мы хотели бы дать возможность нашей компании «Транснефть», терпящей по этой причине убытки, воспользоваться невостребованными азербайджанской стороной ресурсами нефтепровода», -- сказал г-н Шматко. Кроме того, Россия хотела бы пересмотреть тарифы на прокачку, которые зафиксированы в том же соглашении и не пересматривались уже почти 15 лет. «Но у нас тоже есть свои обеспокоенность и аргументы», -- сказал г-н Насиров. В частности, он отметил, что «во время чеченской войны экспорт нефти по трубопроводу Баку--Новороссийск не осуществлялся, однако Азербайджан не выставлял никаких фискальных претензий, учитывая форсмажорную ситуацию». Кроме того, по утверждению вице-президента ГНКАР, «качество азербайджанской нефти в порту Новороссийск, где она смешивается с другими сортами нефти, не сохраняется». «И Азербайджан опять же не выставляет никаких претензий. Мы относимся к трубопроводу Баку--Новороссийск как к очень важной составляющей нашего экспорта нефти с точки зрения диверсификации поставок. Все были свидетелями, как это сработало в августе 2008 года», -- подчеркнул вице-президент ГНКАР, намекая на военные события в Грузии и Южной Осетии. Он также заявил, что подписантами договора о транзите были главы двух государств и «они должны обращаться друг к другу с вопросом об изменении его формата». «Мы считаем, что на сегодня, особенно в условиях кризиса, этот формат устраивает обе стороны», -- подытожил г-н Насиров, отметив, что в документе четко обозначены тарифы и обязательства сторон. ИТАР-ТАСС, «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»
Алексей ГРИВАЧ