Время новостей
     N°96, 04 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2009
Силовой синдром
40% россиян не доверяет милиции, а треть считает ее источником насилия
Дело майора Дениса Евсюкова практически не сказалось на отношении россиян к милиции -- оно и без того остается по большей части негативным или скептическим. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения в последние недели. Как сообщила «Времени новостей» директор по коммуникациям ВЦИОМ Ольга Каменчук, последнее из таких исследований состоялось в минувшие выходные и никаких кардинальных изменений не выявило.

«Один из вопросов, заданных россиянам, звучал так: «Считаете ли вы, что противоправные действия со стороны сотрудников милиции являются постоянной практикой?», -- рассказала вчера на пресс-конференции г-жа Каменчук. Ответы, по ее словам, были очень печальными: треть опрошенных (33%) считает, что насилие и другие нарушения закона постоянно встречаются в практике стражей правопорядка. Почти половина респондентов -- 48% -- полагает, что эксцессы, подобные выходке Евсюкова, являются скорее единичными случаями, и только 2% говорят, что противоправных действий милиционеры не допускают.

Соцопросы, проведенные ВЦИОМ в предыдущие годы, свидетельствуют о том, что в целом уровень одобрения или неодобрения россиянами работы милиции практически не меняется (показатели увеличиваются или уменьшаются на 3--4%). Однако при этом социологи отмечают негативную динамику в восприятии обществом степени коррумпированности стражей порядка. «Когда речь идет непосредственно о правоохранительных органах, милиция и ГАИ оказываются в числе лидеров в рейтинге коррупционеров», -- констатирует Ольга Каменчук. Пальма первенства среди взяточников в общественном сознании прочно принадлежит автоинспекции (так полагают 33% опрошенных), на втором месте -- местные власти (28%), и 26% респондентов считают наиболее коррумпированной структурой милицию. «Рискну предположить, что если бы в нашей стране было больше автомобилистов, то, вероятно, «антирейтинг» ГАИ был бы еще выше», -- заметила г-жа Каменчук.

«Негативный рейтинг» органов внутренних дел также весьма велик: 40% россиян не одобряет деятельность милиционеров, в то время как с одобрением высказалась о правоохранителях треть опрошенных. Отвечая на вопрос о том, какие чувства у них вызывают сотрудники милиции, треть респондентов заявили, что относятся к ним равнодушно, четверть участников опроса сообщили, что не доверяют стражам правопорядка, и только 11% выразили им доверие.

Социологи полагают, что демонстрация по телевидению многочисленных сериалов о доблестных сотрудниках «убойных отделов», по всей видимости, особо не сказалась на отношении россиян к реальным правоохранителям. Лишь 14% опрошенных полагают, что работники милиции постоянно проявляют героизм и самоотверженность, в то время как 63% считают, что героические поступки -- это единичные случаи в практике оперов и патрульных. Около 40% респондентов стали бы отговаривать своих близких, если бы те решили пойти служить в милицию, и вдвое меньше опрошенных поддержали бы родственников в этом начинании. Вообще же, как заметила Ольга Каменчук, среди опрошенных совершенно не пользуются популярностью такие меры, как увеличение штата милиции и расширение прав ее сотрудников. «За это высказалось буквально по паре процентов, -- подчеркивает директор по коммуникациям ВЦИОМ. -- По мнению россиян, полномочий у милиции достаточно, и надо «брать не количеством, а качеством».

По мнению участников опроса, проблемы правоохранительных органов прежде всего могла бы решить более тщательная работа с кадрами. Среди предлагаемых мер на первом месте оказались ужесточение борьбы с коррупцией и более строгие правила подбора сотрудников -- такой вариант укрепления органов внутренних дел выбрали 56% россиян. Чуть меньше заявило о том, что надо укреплять дисциплину и повышать профессионализм работников МВД. На третьем месте оказалась такая мера, как ужесточение уголовной ответственности сотрудников милиции за совершенные ими правонарушения. Менее трети опрошенных упомянули решение социальных проблем милиционеров, и примерно равное число опрошенных (по 23%) заявило о необходимости реформирования всей системы органов внутренних дел и высказалось в поддержку установления системы общественного контроля за МВД.

Примечательно, что хоть соцопросы и показывают, что значительное число наших соотечественников относится с недоверием к тем, кто призван их защищать, и считает необходимым провести масштабную «перезагрузку» структур, которые сейчас в гораздо большей степени являются силовыми, нежели правоохранительными, однако россияне не спешат высказать это свое мнение публично. Выступления граждан в поддержку реформы милиции или против произвола, чинимого некоторыми «стражами порядка», достаточно редки и немногочисленны. «На митинг, проведенный недавно инициативной группой за коренную реформу милиции (в эту группу входит движение «За права человека», Московская Хельсинкская группа, большое количество молодежных организаций), пришло около 400--500 человек, -- заметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев. -- Это, конечно же, мало для 10-миллионной Москвы, особенно если учесть, что 40% россиян не доверяет милиции». Видимо, сейчас наше общество переживает такую фазу социального развития, когда люди испытывают усталость или разочарование и не готовы к публичному проявлению своей позиции, предполагает правозащитник. Но, подчеркнул г-н Пономарев, в любом случае важно, чтобы были инициативные граждане и инициативные группы, которые предлагали бы власти свои варианты реформы правоохранительной системы.

Михаил МОШКИН