|
|
N°96, 04 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Образцовый прихожанин"
Бывший сотрудник КГБ прячется в канадской церкви
Между Россией и Канадой возник очередной шпионский сюжет. Одна из лютеранских церквей в канадском городе Ванкувер предоставила убежище бывшему сотруднику КГБ 48-летнему Михаилу Ленникову, которого 3 июня должны были депортировать в Россию. «Мы поступили так потому, что посчитали это правильным», -- заявил пастор церкви Ричард Хергешеймер. По его словам, Ленников будет находиться в церкви, «пока сохраняется угроза его депортации». Пастор говорит, что россиянин «должен воссоединиться со своей семьей: женой Ириной и 17-летним сыном Дмитрием». Священник подчеркнул, что Ленников «образцовый прихожанин».
Уроженец Владивостока Михаил Ленников, по образованию японист, прибыл в Канаду с семьей в 1997 году из Японии по студенческой визе, чтобы продолжить изучение японской литературы, и через два года получил право на постоянное проживание в стране. В последнее время он работал над диссертацией в университете Британской Колумбии в Ванкувере. В пересказе канадских СМИ, власти решили депортировать Ленникова после того, как случайно выяснили, что он скрыл от них работу в молодости на КГБ, откуда уволился в 1988 году. Вместо этого он написал в иммиграционной анкете, что «служил в армии». Как утверждают судьи, Ленников «намеренно приуменьшил» свою роль в КГБ, хотя предположительно занимался сбором разведданных среди японских бизнесменов и студентов в Москве.
После того как разразился скандал, Михаил Ленников попросил в Канаде убежище. Он опасается, что на родине его арестуют как предателя. Но Федеральный суд Канады ему отказал. Любое другое решение, заявил судья Рассел Цинн, «поставило бы под вопрос доверие к канадской иммиграционной системе». Не помогла и петиция в защиту Ленникова, подписанная 23 депутатами канадского парламента, -- исполнительные власти на это заявили, что не вправе обжаловать решение Фемиды. Жене и сыну россиянина разрешили остаться из «гуманитарных соображений».
Согласно канадскому иммиграционному законодательству «лица, осуществлявшие шпионскую деятельность в отношении Канады или другой страны либо являвшиеся сотрудниками ведомств, занимавшимися такого рода деятельностью», не допускаются к проживанию в Канаде. Правда, в годы «холодной войны» допускались исключения. Достаточно вспомнить, что первым перебежчиком послевоенной эпохи стал в сентябре 1945 года шифровальщик советского посольства в Оттаве Игорь Гузенко, скончавшийся в Канаде в 1982 году. Но сейчас другие времена. Канадцы посчитали, что Ленникову в России ничего не угрожает.
В пресс-бюро Службы внешней разведки России нашей газете вчера не удалось выяснить, разделяют ли такое мнение в Москве, -- там были недоступны для комментариев. А в российском посольстве в Оттаве "Времени новостей" заявили, что не располагают подробной информацией о деле Ленникова. Правда, тот же источник заметил, что Россия «не обязана помогать своему гражданину, попросившему убежище в другой стране». «Эта история не имеет отношения к российско-канадским отношениям и никак на них не скажется», -- выразил уверенность дипломат.
Канадские законы не воспрещают представителям властей или полиции приникать в церковь, но к подобным мерам никто еще не прибегал, заметил в разговоре с «ВН» канадский иммиграционный адвокат Роберт Слоун: «В таких случаях общественное мнение и пресса целиком на стороне депортируемых, а это может иметь решающее значение». Наш собеседник напомнил, что случай с Ленниковым не первый такого рода.
Несколько лет назад в одной из церквей в Монреале на протяжении нескольких месяцев скрывался гражданин Алжира, которого власти так и не смогли выдворить из страны за принадлежность к радикальному «Исламскому фронту спасения». В 2008 году канадские власти «по гуманитарным причинам» отказались от депортации иранского гражданина Амира Каземиана. Тот больше двух лет прятался в одной из англиканских церквей Ванкувера.
Борис ЮНАНОВ