|
|
N°96, 04 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От Москвы останется две трети
Бюджет столицы снова секвестируется
Столичные чиновники, неоднократно ранее критиковавшие федеральных коллег за недальновидное обращение с деньгами Стабилизационного фонда, сами оказались в весьма щекотливой финансовой ситуации. Еще недавно оперировавшие самым большим региональным бюджетом страны, они сегодня вынуждены резать по живому инвестиционные программы и оправдывать сокращение расходов заявлениями о том, что Москва не отказывается от своих социальных и инфраструктурных обязательств - просто исполнение некоторых из них она растягивает во времени. Без уточнения сроков. Вчера представители финансово-экономического блока мэрии представили городским депутатам секвестированный бюджет 2009 года. Неизбежность пересмотра главного финансового документа страны была очевидной еще в начале года - интригу составляли лишь пропорции сокращений.
Они оказались весьма существенными. Взвесив сложившуюся в стране экономическую ситуацию, в мэрии Москвы решили на треть (на 417,3 млрд. руб) сократить доходную часть городского бюджета этого года. В итоге в 2009-м, согласно расчетам столичных финансистов, наполнение казны составит менее триллиона рублей (969,8 млрд. руб.). Расходные обязательства за счет роста дефицита городской казны будут урезаны на 20% и составят чуть более 1,1 трлн. рублей. Обо всем этом чиновники сообщили с постными лицами, что и понятно - ведь секвестру подвергается документ, который уже был «оптимизирован» осенью прошлого года. Напомним, что первоначальный вариант бюджета-2009 предполагал, что доходы казны составят не менее 1,53 трлн. рублей. Предполагались и грандиозные расходы -- 1,66 трлн. рублей -- как на социальную сферу, так и на инвестиционные программы города (620 млрд. руб.).
Теперь же ситуация со сбором налогов повергает чиновников в легкий шок. Как признал вчера руководитель столичного департамента финансов Юрий Коростелев, даже дефолт 1998 года казался ему не столь серьезным испытанием для городской экономики. «В 98-м было гораздо легче», -- утверждает чиновник. По словам г-на Коростелева, если тогда город уже в четвертом квартале наверстал недоимку доходной части бюджета, то сейчас у экономистов нет никакой «ясности, куда направлять свои усилия».
По сводным данным департамента финансов Москвы и бюджетной комиссии Мосгордумы, к 1 мая в бюджет поступило лишь 19,9% средств от утвержденного годового объема. В целом же поступления в казну по сравнению с началом 2008-го упали на 26%. В частности, буквально таять стали поступления от налога на прибыль организаций. По словам председателя бюджетной комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, на конец апреля эти поступления сократились на 351,8 млрд. руб., или на 41,6% от значений аналогичного периода в прошлом году. Причем собираемость налога на прибыль упала как раз за счет тех предприятий, которые в 2008 году показывали самые высокие результаты. Не приходится рассчитывать и на еще один существенный и стабильный источник средств городской казны -- средства налога на доходы с физических лиц. Массовые увольнения, перевод сотрудников в бессрочные неоплачиваемые отпуска, введение сокращенных графиков работы предприятий, -- все это повлияло на благосостояние москвичей, и, как следствие, на 94,1 млрд. руб. сократило финансовые возможности столицы.
Полагаться же на то, что в следующем финансовом квартале ситуация изменится в лучшую сторону, по словам г-на Коростелева, не позволяет пессимизм налоговой службы. Сославшись на прогнозы фискалов, он заявил, что, вероятнее всего, по сравнению с прошлым годом налоговые поступления сократятся в 2009-м более чем на 50%.
В итоге мэрия пытается обозначить приоритеты, которые должны быть сохранены в сложную пору. Чиновники уверяют, что собственно москвичей, перед которыми у города есть социальные обязательства (пенсионеры, льготники, бюджетники), финансовые трудности столицы не коснутся. Однако представители мэрии не скрывают, что обещанного ранее улучшения «качества жизни» москвичей придется ждать еще долго. По крайней мере, как подчеркнул г-н Коростелев, «речь идет о том, чтобы отодвинуть сроки» тех программ, которые «могут подождать». В частности, к обязательствам города «непервостепенной важности» отнесена программа капремонта жилищного фонда. Размеры ее финансирования будут ужаты с 40,1 млрд. до 15,9 млрд. рублей. Впрочем, депутаты от лояльной мэрии фракции «Единая Россия» нашли в этом даже позитивный момент. Как заявил, например, Игорь Антонов, сокращение финансирования «заставит с большим уважением относиться к городскому заказу» и «выметет скопившихся сейчас в жилищно-коммунальной сфере недобросовестных подрядчиков». Программа комплекса городского хозяйства сократится на 75 млрд. рублей, в том числе урезаны в этом году будут и расходы на ремонт и строительство дорог. В целом инвестиционная программа сократится на 164,7 млрд. рублей, или на 43,5%.
Несмотря на то, что 2009-й объявлен годом равных возможностей, будет секвестирована и программа поддержки инвалидов. Как рассказал «Времени новостей» председатель комиссии по труду и социальной политике Мосгоруды Михаил Антонцев, урезана она будет только в инвестиционной части, касающейся нового строительства с пандусами для инвалидных колясок и специальными лифтами. Впрочем, по его словам, эти расходы составляют не более 10% от суммарной стоимости программы. «Что касается строящегося на Варшавском шоссе перехода со специальными лифтами для инвалидов, то он будет введен, как и планировалось в этом году», -- заверил г-н Антонцев.
Городские единороссы, которых в Мосгордуме большинство, на фоне расстроенных чиновников выглядели вполне спокойными и традиционно без критики и сомнений пропустили поправки в бюджет в первом чтении. Их, видимо, куда больше занимала предстоящая встреча с мэром Юрием Лужковым. Ежегодный традиционный летний отчет градоначальника, видимо, не случайно был запланирован на тот же день. И г-н Лужков оценил солидарность депутатов от фракции «Единая Россия», заявив, что партия является «мощным антикризисным ресурсом».
Оппозиционеры же осталась недовольны финансовыми расчетами чиновников. Так, коммунисты заявили, что «мэрия снижает расходы на развитие того, что называется человеческий потенциал», продолжая инвестировать в ГУПы, коммерческие компании и предприятия, в том числе за пределами города и страны. А лидер фракции «Яблоко --объединенные демократы» Сергей Митрохин высказал сомнение в адекватности размера сокращения как доходов, так и расходов казны. Его, в частности, смутило расхождение прогнозов мэрии и Контрольно-счетной палаты города по собираемости налога на прибыль в 100 млрд. рублей. К тому же, серьезные финансовые проблемы, по словам г-на Митрохина, не мешают Москве вести строительство за рубежом. В частности, по его мнению, в сложившейся ситуации можно было бы отказаться в пользу москвичей от финансирования нового оздоровительного центра в Болгарии, строящегося на московские деньги. В мэрии же считают, что подобные финансовые вливания -- это тоже своего рода компенсация москвичам, которые там смогут отдыхать и поправлять здоровье. «Мы не альтруисты, -- заявил г-н Коростелев. -- Любой рубль, заложенный в бюджет, работает на москвича». Сергея Митрохина и коммунистов эти объяснения не убедили. Но их голоса уже ничего не решали.
Юлия ХОМЧЕНКО