Время новостей
     N°96, 04 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2009
Цели неясны, задачи не определены
Экспертов -- критиков антикризисного плана правительства оказалось больше, чем поддержавших его
Антикризисный план российского правительства, вынесенный распоряжением премьер-министра Владимира Путина на широкое обсуждение еще в апреле, затем обсужденный и одобренный Госдумой, в итоге так и не приобрел статуса официального документа. Правительство публично отказалось от того, чтобы оформлять его законом -- из-за "подвижности" и непредсказуемости ситуации в экономике. В обсуждении антикризисного плана принимали участие органы исполнительной власти на местах и бизнес-структуры. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru провела исследование экспертных мнений, высказанных в российских центральных и региональных СМИ об антикризисной программе правительства. Итоги исследования подтвердили, что правительство совершенно правильно решило не делать свой антикризисный план прямым и безоговорочным руководством к действию -- экспертам он не понравился.

Исследование проводилось по более чем 2 тыс. центральных и региональных печатных СМИ. Учитывались экспертные мнения и комментарии политиков, экономистов, политологов, бизнесменов и общественных деятелей, принявших участие в обсуждении программы на страницах газет и журналов.

Выяснилось, что центральная пресса гораздо активнее именно обсуждала предложенную программу, в то время как более 87% региональной прессы ограничивались нейтральными новостными сообщениями об обсуждении программы. Отрицательное отношение к программе высказали порядка 62% респондентов в центральной прессе и 52% в региональной.

К недостаткам программы эксперты главным образом отнесли нечетко прописанные цели программы и методы их достижения. Более 75% из числа скептически настроенных экспертов отметили, что в программе не прописано самое главное -- механизм ее реализации. Также, по мнению специалистов, «в программах обычно указываются сроки исполнения предлагаемых мер, ответственные, затраты, в данном варианте ничего подобного нет, программа представляет собой декларирование намерений правительства».

Порядка 65% респондентов отмечают, что «в антикризисном плане сделан недостаточный акцент на противодействии инфляции». Чуть меньшее количество специалистов (около 60%) заявляло об отсутствии в программе реальных мер по решению проблем занятости населения. По их подсчетам, «государство заявило в программе, что будет решать проблему занятости, но на деле может помочь лишь 5% безработных». Также эксперты «не увидели в программе рекомендаций тем людям, которые уже реально попали "под кризис", кто уже уволен или стоит на грани увольнения, кого уже сократили, кому срезали зарплату, то есть кому уже плохо», «из реальной помощи населению предусмотрены только дополнительные индексации пенсий и пособий по безработице».

Около 50% высказывавшихся в СМИ экспертов затронули проблемы налогообложения. Как отметили эксперты, хотя в программе отмечается снижение налоговой нагрузки, де-факто оно свелось к незначительному снижению налога на прибыль (в условиях, когда у большинства предприятий из-за кризиса прибыли нет вовсе), повышению разрешенных амортизационных отчислений и незначительному упрощению уплаты налога на добавленную стоимость. По их мнению, «эффективность этих мер невысока, поскольку в условиях кризиса значительная часть предприятий стала убыточна и налог на прибыль не платит вовсе». Поэтому, заявляли эти эксперты, «снижение налоговой нагрузки для большинства отраслей (за счет снижения базовой доходности по единому налогу на вмененный доход и ставки НДС до 10--12%) дало бы многократно больший эффект в части поддержки предприятий по сравнению с точечными финансовыми вливаниями в отдельные компании, выбранные по неясным и непрозрачным процедурам».

Около четверти экспертов озабочены тем, что обещанное реальному сектору экономики субсидирование процентных ставок по кредитам не снимает проблему получения кредитов ввиду того, что из-за ухудшения финансового состояния заемщиков и возросших рисков невозврата банки в принципе резко сократили объемы кредитования. По мнению этой части специалистов, «ничего не делается, чтобы была опущена грабительская ставка банков по кредитам. Пока этого не произойдет, все меры по поддержке экономики будут бесполезны». Как отмечают эксперты, в программе по-прежнему нет ни слова о том, как предприятиям реального сектора экономики получить доступ к тем миллиардам рублей, которыми государство "накачало" банковскую систему.

Порядка 15% выступивших в СМИ аналитиков обратили внимание на краткосрочность антикризисного плана. Эксперты обращают внимание на то, что «стратегия охватывает только 2009 год, в то время как другие страны имеют планы действий и на 2010--2011 годы».

Около 8% экспертов заметили, что «обещанные в программе ускорение модернизации экономики и переход к инновационному росту вообще не нашли своей реализации в наборе планируемых конкретных мер» и «из тех триллионов, которые государство вольет в экономику, ни одной копейки не заложено в инновации, науку и образование».

В поддержку предложенной правительством программы антикризисных мер в центральной прессе высказался 31% экспертов, а в региональной 45%. Абсолютное большинство (порядка 90%) экспертов, положительно оценивших антикризисные предложения правительства, в качестве сильной стороны отметили, что «в программе антикризисных мер акцент сделан на социальную поддержку граждан и выполнение публичных обязательств власти перед населением. Несмотря на финансовые и экономические трудности, в качестве самых эффективных вложений рассматриваются инвестиции в социально значимые сферы».

Около 60% положительно оценивших документ согласны с программой в части необходимости развития внутреннего рынка и финансовой системы. Самое лучшее в антикризисной программе, как отметили 40% экспертов, это то, что ее вынесли на публичное обсуждение: «нынешний план не просто был опубликован на сайте правительства, но также снабжен специальной формой для внесения предложений и поправок».

Порядка 30% экспертов, поддерживающих планы правительства, считают, что программа «подготовлена с учетом реальной ситуации на местах». По мнению этой части экспертов, «любой раздел программы, и ее приоритеты, и вопросы поддержки отдельных отраслей экономики, и развитие промышленного потенциала -- все написано абсолютно профессионально».

Программные тезисы -- усилить роль государства лишь на время кризиса и не поддерживать неэффективные предприятия за счет налогоплательщиков выделяют как положительные около 10% комментаторов.

Нейтральных высказываний о плане в исследованной прессе было совсем немного: около 7% в центральной и 3% в региональной. Эксперты назвали общий пакет мер «вполне разумным», посчитали, что программа «носит в целом сбалансированный характер», и отметили необходимость подкреплять набор мер "внятными действиями с коррекцией проводимого курса".

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис