|
|
N°95, 03 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Люкс» на черный день
Porsche приступил к выпуску новой дорогой модели
Два впечатляющих автошоу почти одновременно предложили вчера Porsche и Volkswagen. На заводе Porsche в восточногерманском Лейпциге ровно в 11 утра был дан старт выпуску новой модели -- четырехдверного спортивного лимузина Panamera, который считается первым семейным Porsche класса «люкс». Концерн VW, 50,76% акций которого принадлежит холдингу Porsche, приглашал в святая святых своего традиционного производства -- «автоград» Вольфсбург. Там для 11 тыс. торговцев и импортеров со всего света была устроена шумная презентация программы новой ширпотребовской малолитражки Volkswagen Polo.
Широкой публике была продемонстрирована еще не истлевшая за месяцы кризиса реальная ткань традиционного немецкого автомобильного бизнеса. Запущенный вчера в серийное производство в Лейпциге новый продукт Porsche впечатляет двигателем мощностью 500 л. с. и ценой от 100 тыс. евро. В разгар глобального кризиса такой проект шефа Porsche Венделина Видекинга, который и так находится под градом критики за непомерно раздутые собственные оклады и бонусы, многим показался слишком рискованным. По мнению экспертов, не тот менеджер, выпустил не тот автомобиль и совсем в не подходящее для этого время.
Место, кстати, символично. В 2002 году здесь, в Саксонии, помпезно открывалось производство дорогих авто, и г-н Видекинг отказался от предложенных ему тогда субсидий в 50 млн евро. По тем временам для дорогой автокузницы, обслуживающей верхний платежеспособный слой потребителей, такие деньги представлялись несерьезной подачкой. «Люкс» и господпорки как-то не сочетаются", -- разглагольствовал тогда г-н Видекинг. Местные власти оценили этот жест по достоинству -- в 2004 году шеф Porsche был удостоен премии саксонских налогоплательщиков.
Сегодня, пять лет спустя, топ-менеджеры Porschе ведут изнурительные переговоры с государственным инвестбанком KfW (Kreditanstalt fuer Wiederaufbau) о предоставлении компании многомиллиардного кредита. Дескать, Porsche поиздержался (чаще, правда, приходится слышать «погорел на спекуляциях»), приобретая активы Volkswagen. Позиция банка в отношении Porsche могла бы быть иллюстрацией стереотипа немецкой скупости. Речь идет о кредитной линии в 12,5 млрд евро, недостающих концерну, чтобы выправить возникший финансовый крен и устоять перед угрозой реального банкротства.
Реальной в последнее время считается и перспектива привлечь состоятельного инвестора-варяга. Речь идет о главах королевских домов Катара и Абу-Даби. В качестве потенциального спасителя Porsche чаще всего называют 59-летнего эмира Катара Хамида бен Халифа Аль Тани, одного из наиболее богатых людей планеты. У шейха три жены, пятнадцать детей, и для полного счастья ему, по всей вероятности, недостает только власти над производством автомобиля-мечты для состоятельных людей. На днях из Катара шефу Porsche был послан обнадеживающий сигнал: «Вопрос изучается».
Вчерашний торжественный акт запуска в серию дорогостоящего Panamera добавляет к существующим финансовым проблемам новые предпринимательские риски. Сам г-н Видекинг рассчитывает с помощью нового суперавтомобиля переломить неблагоприятную рыночную ситуацию в свою пользу. В год Porsche намерен продавать 20 тыс. автомобилей этой модели. Во имя достижения этой цели пришлось вложить миллиард евро в разработку Panamera. Эксперты считают такую планку слишком высокой. На самом деле, отмечает в своем анализе Грегор Маттиес из консалтинговой компании Bain, эта цель является «чрезмерно амбициозной»". У аналогичных конкурентных моделей других производителей -- Mercedes CLS AMG, BMW M6 или Maserati Quattroporte -- гораздо более скромный объем реализации. «Porsche собирается продавать столько же своих новых машин, сколько все конкуренты вместе взятые, а это нереально", -- считает г-н Маттиес. Эксперты едины во мнении, что Porsche в данном случае просчитался и со временем. «Когда принималось решение о выпуске Panamera, -- отмечает один из них, -- о кризисе никто не думал».
Сам концерн -- производитель модели «люкс» излучает оптимизм, считая время для начала выпуска новой модели идеальным. «Безусловно, продавать по 20 тыс. таких автомобилей в год -- цель высокая, но достижимая", -- уверяет представитель компании. Потенциал рынка автомобилей высшего класса он оценил щедро -- в миллион единиц, оговорившись, правда, что имел в виду «нормальные времена».
Юрий ШПАКОВ, Берлин